От тюрьмы до Азовского моря сбрасываются нечистоты в Кальмиус
К долгожданному финалу близится реконструкция очистных сооружений города Комсомольское. Однако это едва ли позволит заметно улучшить общее экологическое состояние Кальмиуса, в одном литре воды которого содержится порядка четверти миллиона бактерий группы кишечной палочки.
«Мы, нижеподписавшиеся губители природы...»
«Нас, жителей Комсомольского, удручает, что вот уже который год в городе не работают очистные сооружения, о чем вы, уважаемый Юрий Иванович, упоминали в своей книге «Золото Волчьей долины». Особенно запомнилась фраза: «Чего же тогда ждать от моря, в которое впадают такие грязные реки?».
Целиком и полностью присоединяемся к вашему мнению. Кальмиус действительно представляет собой сточную канаву, куда сбрасываются всевозможные нечистоты. И очень неловко, что в рядах губителей природы находимся и мы, жители ухоженного в общем-то города... Нам бы не жалобу в газету писать, а покаянную, но, поверьте, даже при самом большом желании на ситуацию никак не можем повлиять...
Наш городской голова Владимир Федорович Ледовских говорит, что беды закончатся с пуском очистных сооружений, однако берут сомнения: ведь уже не раз и не два обещали навести порядок, а воз, как говорится, и ныне там».
(Из коллективного письма в редакцию. Всего семь подписей).
Поселение видно по мусорным кучам
Норвежский журналист Бёрн, которого я с ветерком прокатил на лодке по Ласпинским порогам, тоже обратил внимание на мутность воды главной артерии Донецкой области:
- Похоже, - молвил он, - в верховьях реки прошел сильный ливень.
Я промолчал. Что можно было ответить коллеге, который по причине деликатности изложил собственное мнение в столь мягкой форме? И уж, конечно, ни словом не обмолвился о том, что население целого горняцкого города справляет большую и малую нужду непосредственно в речку, которая сейчас швыряла нашу посудину от переката к перекату.
Впрочем, грешно всё валить на авторов письма, которое вполне может служить образцом покаяния. Я прошел на веслах Кальмиус до самого устья и могу засвидетельствовать, что вся река действительно представляет собой сточную канаву. Даже малые поселения можно определить по лаю собак, петушиному ору и... мусорным кучам на берегу. Что же касается качества воды, то здесь уместно привести небольшую справку:
«Проба взята в двухстах метрах ниже канализационной насосной станции поселка городского типа Старобешево. В одном литре, при допустимой норме пять, выявлено 240 тысяч бактерий группы кишечной палочки. 2 июня 2011 года».
Унитаз откроют в сентябре
К сожалению, главный врач Старобешевской санитарно-эпидемиологической станции Елена Павлова не смогла предоставить данных по городу Комсомольское. Зато Елена Васильевна пыталась заверить корреспондента «Донбасса», что положение к концу лета кардинально изменится:
- Реконструкция очистных сооружений, - сказала она, - ведется ускоренными темпами. Насколько мне известно, власти района и города держат объект под самым не-усыпным контролем. Поэтому осталось потерпеть самую малость.
Аналогичного мнения придерживается и городской голова Владимир Ледовских:
- Проектно-сметная документация на реконструкцию очистных была подготовлена еще при моем предшественнике. Следовательно, нельзя утверждать, что раньше ничего не делалось. В августе поставим последнюю точку. Ну, еще месяц уйдет на пусконаладочные работы.
Оба комментария можно было отнести к разряду утешительных, если бы не прозвучавшая в коллективном письме скептическая нота и горький опыт отечественного долгостроя.
Пока «холерик» не нагрянул
Два источника искусственного происхождения показал корреспонденту «Донбасса» один из авторов покаянной жалобы, который попросил не называть фамилии:
- Город маленький, все друг друга знают. И если рассекретите мою персону, в горсовет хоть не потыкайся - неприятностей могут причинить кучу.
Собственно, надобности в сопровождающем не было. Зловонный дух нечистот ощущался за добрых полкилометра. Впрочем, парочка расположившихся выше по течению рыболовов на запах внимания не обращала.
- Притерпелись, - ответил назвавшийся Славиком рыболов постарше. - Знаем ли мы, что на ловлю здесь наложен запрет? Да, слышали в общих чертах, только нас этим не запугать. Главное, чтобы в гости не за-явился какой-нибудь носитель холерного эмбриона. Вот тогда действительно придется сматывать удочки.
«Время сматывать удочки, - говорит Славик, - пока еще не пришло».
Предупреждения на берегу
Расположившись чуть выше зловонного потока, Славик с напарником полагали, что таким образом обезопасили себя от кишечной палочки. Святая наивность. Во-первых, зараженная рыба может плыть и против течения, а во-вторых, у Кальмиуса имеются притоки, в том числе - речка Сухая Волноваха. Правда, волновахский поселок Еленовка не стоит непосредственно на ее берегу, однако водоем, куда сбрасываются неочищенные стоки (в том числе стоки тюремного заведения), имеет сообщение с упомянутой речкой.
Не знали мои новые знакомые и то, что несколько лет тому назад в тюрьме имела место вспышка гепатита и что никому в голову не пришло запретить вывоз нечистот до полной ее локализации. А ведь в Кальмиус впадают не только Сухая и Мокрая Волноваха. Да и отвратно действующие (вернее - бездействующие) очистные сооружения представлены не одним-двумя экземплярами.
И вообще Кальмиус действительно является канавой, куда сбрасываются нечистоты с громаднейшей площади. Помимо этого, главная артерия области ежегодно принимает сотни тонн регулярно смываемых с полей удобрений, средств защиты посевов и прочих чуждых живой природе веществ. Они или оседают на ближайших участках дна, или уносятся в море, ухудшая и без того неблагополучную экологическую обстановку.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что древняя Меотида сделалась опасной для жизни и здоровья человека. А в качестве иллюстрации исходящей от нее угрозы можно использовать многочисленные предупреждения на берегу: «Купаться запрещено, лов рыбы запрещен. За нарушение - штраф 200 гривен». И если губительный процесс не будет остановлен в ближайшее время, то всем нам впору садиться за покаянное письмо-жалобу. Только вот боюсь, как бы жалоба эта действительно не оказалась запоздалой.
Юрий Хоба. Фото автора.