Прокуратура отстояла права чернобыльца
В Торезе завершились судебные разбирательства незаконного отчуждения квартиры участника ликвидации последствий чернобыльской аварии.
О подробностях дела рассказывает помощник прокурора Тореза Ирина Полозюк:
- Этой квартирой на первом этаже в четырехэтажной «хрущевке» в центре Тореза Владимир Колосюк владеет с 1992 года. Он ее законно купил, что подтверждается соответствующими документами. Но жить в ней долго не пришлось: инвалид третьей группы с семьей по состоянию здоровья уехал на Черкасщину. Там с экологией нет таких проблем, как в Донбассе, воздух почище, дышится с его «букетом» болезней легче. Но в принципе, он вправе вообще жить, где хочет. За квартиру и отопление приезжала платить раз в год, а то и реже супруга. А вода, газ, электроэнергия не использовались же. И вот в последний приезд услышала в «Жилкомсервисе», что лицевой счет вовсе не на ее супруга оформлен и квартира принадлежит другому человеку… Образно говоря, ты здесь никто и звать тебя никак.
Помощник прокурора Ирина Полозюк: «Мэрия нарушила и Конституцию Украины, и несколько статей Гражданского кодекса».
Выяснилось, что еще в феврале 2004 года исполком горсовета своим решением признал квартиру… бесхозной и передал ее в государственную собственность. А еще точнее, местной налоговой инспекции, которой почему-то было поручено распорядиться квартирой «согласно действующему законодательству». Каким законодательством руководствовались специалисты мэрии, трудно понять…
Квартира вскоре была продана по мизерной по нынешним временам цене, а новый владелец вскоре перепродал ее.
И вдруг появляется Колосюк! В исполкоме семья чернобыльца понимания не нашла и вынуждена была обратиться за помощью в правоохранительные органы. И, что поразительно, исполком принял однозначно незаконное решение, но упирался до последнего. Если бы чиновники действовали согласно законам, то должны были учесть многие факторы.
Во-первых, квартира принадлежит человеку на правах частной собственности, если он задолжал за коммунальные услуги, то соответствующие организации должны были бы решать проблемы с ним через суд. Но ни горгаз, ни теплосеть, ни водоканал с такими исками не обращались. А мэрия вдруг решила, что квартира бесхозная. И сделала это в нарушение статьи 41 Конституции Украины, которая гарантирует, что никто не может противозаконно быть лишен жилья. А также в нарушение статей 317, 319 и 321 Гражданского кодекса, которые гласят, что на права собственности не влияет место проживания человека, что тот по своему разумению ею распоряжается. И так далее.
Да, можно признать жилье бесхозным, если хозяин умер и не имеет наследников. Но для дальнейшего использования квартиры необходимо, как минимум, иметь свидетельство о смерти, отказ наследников от жилья, подтвержденный решением суда! Естественно, ничего этого у исполкома не было. Так что ссылка на статью 40 Закона «О местном самоуправлении в Украине», где идет речь об отчуждении в коммунальную собственность «бесхозной квартиры», - абсурдна. И, более того, если уж забирать квартиру, так только в коммунальную, а не государственную собственность. При чем тут ГНИ? Словом, в действиях исполкома горсовета - накладка за накладкой.
Всё это и выявила проверка, проведенная прокуратурой города, подтвердившая неправомерные действия чиновников. Владимир Колосюк предоставил документы о том, что по состоянию здоровья он не может сам представлять свои интересы в суде, поэтому эти функции согласно закону и взяла на себя прокуратура. Городской суд заседал в марте и согласился с нашими требованиями о признании решения исполкома Торезского горсовета о бесхозности квартиры и ее передаче в госсобственность противоправными.
Но каковы чиновники! При явном нарушении решили идти дальше: отстаивая свою правоту, желая сохранить хорошую мину при плохой игре, исполком обжаловал в апелляционном суде решение торезского. Ни времени не пожалел, ни затрат на судебные издержки. Как и следовало ожидать, Донецкий апелляционный суд оставил решение своих торезских коллег в силе. И что теперь?
Пока всё остается на своих местах, исполкому надо решать проблему с квартирой, с возмещением ущерба, нанесенного семье Колосюк. Это еще минус кругленькая сумма. И нынешние «владельцы» квартиры останутся внакладе, если ее у них просто изымут. Хотя пострадали-то они не по своей вине. Так что квартирное дело пока еще на подвесе.
Записала Валентина Постнова. Фото автора.