По вине добытчиков металла в Донецкой области был заблокирован железнодорожный переезд
Поврежден участок системы сигнализации
Около восьми вечера монтеру Мариупольской дистанции сигнализации и связи Сергею Медведеву позвонил диспетчер и сказал, что за ним выслали машину, в которой уже находится старший электромеханик Андрей Ищенко.
- От дежурного станции Волноваха получено сообщение о повреждении на 413-м километре перегона Волноваха - Камыш-Заря, - добавил он. - Имеются сведения о скоплении на переезде значительного количества автотранспорта.
- До указанного места добрались быстро, - говорит Сергей. - И сразу же были приняты в штыки водителями... Но большинство всё же проявили выдержку. Первым делом расшили «пробку» и занялись делом.
Обо всем этом монтер рассказал корреспонденту «Донбасса» утром следующего дня. Поведал и о том, как велись поиски поврежденного участка системы сигнализации. Ночь, морось, ветер. В такую погоду, как говорится, хозяин собаку со двора не выгонит. Только железнодорожники не псы: при поступлении на работу каждого письменно предупреждали о ночных авралах и внеплановых выездах вроде этого.
- Здесь лучше остановиться, - предупреждает провожатый. - Иначе придется машину выдергивать трактором.
С присоединившимся к нам электромехаником Алексеем Чижиком продолжаем путь пешком. Перегон пустынен, словно ложе высохшей реки, а дичающие в неопрятных сорняках развалины блокпоста еще более усиливают ощущение полной заброшенности.
У насыпи зияет яма
Попутчики шагают размеренно - так ходят люди, которые на своих двоих привыкли преодолевать значительные расстояния. Но по-иному никак нельзя: дорога - не то место, которое можно обследовать из кабины тепловоза или дежурного автомобиля. Здесь каждый стык, каждую муфту надо проверить собственными руками. Наконец спускаемся с насыпи. У ее основания виднеется яма, которую вполне можно принять за оставленную артиллерийской миной воронку.
Сергей Медведев и Алексей Чижик. Тот самый 413-й километр.
- Судя по всему, поработали двое «металлистов», - объясняет Алексей. - Выкопали соединительную муфту и около метра кабеля. В общей сложности добыча составила десять килограммов черного металла и сто граммов меди. Сомневаюсь, чтобы злоумышленники выручили на бутылку водки с закуской. Но вот нашкодили основательно.
- Могло случиться, что на переезде вместо красного всё время горел бы зеленый, - подхватывает Сергей. - Вот тогда бы действительно произошло ЧП. А вообще добытчики металлолома из ближних сел постоянно дают о себе знать. Из-за них пришлось заменить уже несколько сотен металлических корпусов соединительных муфт на пластиковые. Так и это не помогло, продолжают выкапывать. Тянут всё, что только могут. Срезают лестницы на светофорах, воруют гайки, костыли, подкладки. У одного знакомого путейца даже стащили сумку с инструментами. Отлучился на секунду - а инструмента как не бывало.
Соврать не позволила вера...
То, что это не пустые слова, убеждаюсь на обратном пути. После ночного морозца земля раскисла и возвращаться пришлось по шпалам. И вдруг увидели неладное.
- Всё те же «металлисты», - объяснил Алексей, - чтоб их громом побило.
Наугад берем десять шпал. Парни подсчитывают, я - следом записываю. В результате устанавливаем недостачу 62 костылей и девяти подкладок. Причем одна шпала полностью освобождена от креплений. С этими записями отправляюсь в Волновахское линейное отделение милиции.
- Злоумышленников, повинных в создании чрезвычайной ситуации на 413-м километре, - рассказывает корреспонденту «Донбасса» старший следователь Степан Узбек, - взяли на горячем. Выехавшие по сигналу оперативники незаметно подобрались к железнодорожному полотну, где и обнаружили двоих мужчин. Те, похоже, даже не подозревали о поднятой по их вине тревоге и преспокойно продолжали копаться в земле.
Добытчики металлолома, по словам капитана милиции, при задержании не оказали сопротивления. Правда, один из них попытался выразить протест:
- За какие такие грехи вяжете? Я здесь, понимаете, металл в стороне от «железки» ищу, костыли и подкладки не трогаю... Ну нашел какую-то деталь, на гриб похожую. Подумал - раз сбоку полотна, то ничейное. Если бы, конечно, знал, что такая неприятность выйдет, то обошел бы десятой дорогой.
Второй добавил, что он - человек верующий, а поэтому изворачиваться не станет.
Воришек отловили на погосте
А дознаватель Валерий Слободянюк, тоже капитан милиции, рассказал о недавней операции, где главными действующими лицами оказались всё те же вредители стальных магистралей:
- Двое жителей сопредельной Запорожской области уже находились в поле зрения работников правопорядка. Однажды парней удалось задержать, но у нас не имелось доказательств их прямого участия в демонтаже деталей верхнего строения пути. Впрочем, сколько веревочке не виться... По своим каналам получаем сообщение, что интересующие нас граждане покинули свое село и взяли курс на железную дорогу. Выехали и мы, однако перехвата не вышло. Всё-таки значительная разница в расстоянии - им было достаточно пятнадцати минут, а мы потратили час.
Большинство задержанных с поличным «клиентов» свои противоправные действия объясняют тяжелым материальным положением. Но при разборе полетов неизменно выясняется, что все они поискам стабильной работы предпочитают налеты на железную дорогу. Причем добыча неизменно идет на приобретение спиртного и закуски. Двое запорожцев исключением не стали.
- Проворные всё-таки оказались граждане, - продолжает Валерий. - Успели не только надергать мешок костылей и подкладок, но и вместе с мотоциклом спрятались на кладбище, где как раз справляли поминки по усопшей старушке. Пришлось попросить парней отставить чарки в сторону и проследовать к спрятанному в кустах мотоциклу.
Вообще-то, налицо парадоксальная ситуация. Связисты с путейцами из сил выбиваются на внеурочных работах, охраняющие их покой сотрудники милиции сутки напролет проводят в засадах, отлавливают злоумышленников даже на сельских погостах, а костылей с подкладками становится всё меньше. Но может, не дожидаясь большой беды, следует несколько подкорректировать систему наказаний за подобные деяния? Признать, что добытчик металлолома на железной дороге является не мелким воришкой, а серьезным преступником, который ради ста граммов меди способен погубить десятки человеческих жизней.
Юрий Хоба. Фото автора.