В Константиновке из маршруток выгоняют "лишних" льготников
Водители частных микроавтобусов и ПАЗов грубо выталкивают льготников из салонов. Жители жалуются на срыв графика движения маршруток, на то, что вечерами нельзя добраться домой иначе, как пешком или на дорогостоящем такси. А в некоторые окраинные части города годами не ходит общественный транспорт.
Отказать нельзя перевозить
Где ставить запятую в вышеприведенном предложении - вопрос...
- Объясните, кем узаконено правило, что в маршрутку нельзя пускать больше трех пассажиров-льготников? - с таким вопросом обратился в редакцию «Донбасса» наш давний подписчик, бывший работник ПО «Автостекло» Владимир Антоненко.
По словам ведущего специалиста горсовета по организации пассажирских перевозок Надежды Мартыничевой, местного акта, ограничивающего количество перевозимых автотранспортом льготников, не существует.
- Порядок, при котором в салоне маршрутки их должно быть не более трех, выдуман самими перевозчиками... Они объясняют это стремлением работать не в убыток себе: дескать, компенсации за перевозку льготников от державы не получают, - уточнила Надежда Александровна. - С другой стороны, никто не знает досконально, сколько платных пассажиров перевозится в частных автобусах и маршрутках: в часы пик водители набивают людей в салоны, как сельдь в бочку, а билетов за оплаченный проезд не выдают. Словом, «входить в положение» перевозчиков имеет смысл, когда поток денег в автобусах станет «прозрачным».
- А куда мне жаловаться на бабушек-дедушек, заполняющих весь транспорт в 7 утра, из-за которых я не могу нормально добраться на работу? - возмущалась на остановке, что напротив налоговой инспекции, работница хлебокомбината Вера, пропустившая уже три маршрутки. - Надо ввести для них ограничения по времени или по количеству поездок. Ведь платят же за проезд пассажиры, не имеющие льгот, хотя их доходы не намного выше пенсий ветеранов.
У ветерана завода стеклоизделий Андрея Коринько - своя правда:
- Водители маршруток выгоняют из салона лишних льготников, даже немощных старушек, если те входят третьими-четвертыми!
- Отказ такому пассажиру в проезде - это самоуправство водителя. И чтобы его пресечь, пострадавшему надо письменно обратиться в исполком, указать госномер автобуса, в котором произошел конфликт, а также дату и время происшествия, чтобы установить личность водителя. К сожалению, такой путь защиты своих прав люди выбирают редко, лишь в крайних случаях, когда терпеть произвол становится уже невозможно, - отметила Мартыничева.
На «уклонистов» найдут управу
Сейчас истекает срок действия договоров почти со всеми перевозчиками. Поэтому с осени на имя каждого из них в управлении ЖКХ в бумажном и электронном виде заведено личное дело. В нем систематизируется их деятельность, соблюдение графиков движения, особенно вечером, учитывается периодичность выхода машин на маршрут и жалобы пассажиров.
- Перевозчиков уже в январе ждет конкурс на перезаключение договоров, - подтвердил «Донбассу» начальник управления Дмитрий Заварзин. - Все накопленные материалы будут учтены при принятии решений по каждому из претендентов.
Кстати, на последнем заседании профильной депутатской комиссии из такой папки извлекли и озвучили жалобу пенсионерки - пассажирки автобуса маршрута «Б». Её якобы обругал водитель ЧП «Залевский», вытолкнувший из салона вместе с тележкой-«кравчучкой». Но в ходе разбирательства выяснилось, что эта бабушка - реализатор на рынке. Со своей поклажей она каждое утро садится в автобус, ведёт себя дерзко и занимает много места. Двое-трое пассажиров не могут из-за неё войти в маршрутку...
- Понять водителя тоже можно, но члены комиссии обязали перевозчика наказать его за нарушение порядка и правил перевозок льготников, - сказал Заварзин.
Что до жалоб жителей окраинных поселков, куда не ходят маршрутки якобы из-за низкой рентабельности перевозок, то чиновник уверил, что уже восстановили перевозки по маршрутам 9 и 15 на поселок Первомайский. Появились и новые номера: 12 (на Сантуриновку), 5-б (на Новоселовку), 6/8 (Нулевой - Артемовская - центральный рынок). Добавили машины на традиционно переполненные маршруты - 1, 2 и 6/7.
Вечерние потери
Ещё пару месяцев назад в Константиновке после 18 часов добраться домой на общественном транспорте было практически невозможно. Сегодня движение автобусов прекращается лишь после 20.00. Впрочем, горожане на встречах с властями настаивают, чтобы движение на основных маршрутах продлили хотя бы до десяти вечера. Ведь многие трудятся допоздна...
- Мы не будем возить воздух! - безапелляционно заявил корреспонденту «Донбасса» водитель «двойки» Андрей. - Посмотрите, после 20 часов на остановках никого нет... Какой смысл жечь горючее?
Ответом можно считать мнение одиноко стоявшей пассажирки на остановке напротив проходных одного из городских предприятий.
- Надо сообщить общественности города о графике работы автобусов, вывесить их на остановках и точно соблюдать. Тогда и пассажиры появятся, - сказала работница ПАО «Спецтехстекло» Валентина Сергиенко, потирая озябшие руки. - Ведь люди потеряли веру, и добираются темными вечерами сами, как могут. А перевозчик теряет прибыль...
Рекорд десятилетия
К середине декабря в Константиновке пассажиров перевозили 45 автобусов двенадцати частных предпринимателей. Объем перевозок за весь минувший год вырос на шесть процентов и достиг к декабрю 7,8 млн. пассажиров. Это - рекордная цифра за последние десять лет.
Сергей Маринцев. Фото автора.