Молодая семья детдомовцев согласилась жить в бараке. Другого варианта просто нет

Квартира, ордер на которую получили новоселы, пока непригодна для жизни. Даже плиту с угольной печи кто-то уволок.

Проблема обеспечения квартирами повзрослевших сирот настолько остра, что власти Тореза со своими скудными жилфондами и без перспектив на постройку социального жилья вынуждены раздавать нуждающимся… бараки. Если, конечно, претенденты с этим согласны.

В январе ордер на такую квартиру получила юная пара торезцев: главе семьи Николаю двадцать лет, супруге Даше - 18. Их дочурке Настеньке годик. Николай как сирота состоял в очереди на первоочередное получение жилья, пока они жили (платя по четыреста гривен) в съемной неблагоустроенной квартире.

Мама у него есть, но отношения у них в детстве «не сложились», парнишка воспитывался в детском доме. Потом поступил в профтехучилище, откуда его не без серьезных на то причин отчислили…

Коля к тому времени познакомился с Дашей, девушка жила в Соледаре в детском доме, потом училась в Амвросиевском интернате. Словом, судьбы у них схожие… Уже умудрились и потомством розовощеким обзавестись, а главную проблему - собственное жилье - попробуй реши!

Коля сейчас с мамой общается, она живет со старшей дочкой, у которой двое малышей, младший - почти ровесник Настены. Всем вместе жить невозможно. Вот и согласились Коля и Даша на получение квартиры, от которой те, кто был в очереди впереди, отказались.

Первоочередники-сироты в торезском исполкоме составляют почти шестую часть всех, кто поставлен на учет. Их более семидесяти! Столько хороших пустых квартир в городе нет. Специалист по жилищным вопросам Елена Титова уточнила, что коммунальщики постоянно дают сведения о количестве пустующих брошенных квартир, но это в основном в шахтерских поселках. Абсолютное большинство - неблагоустроенные, а точнее, вообще разграбленные. Ни окон, ни пола, ни сантехники (если там были вода и канализация).

- Мы пересмотрели много квартир, - рассказала Даша, - и были в ужасе от увиденного: некоторые дома полностью разграбленные… А в квартире, на которую согласились, хоть она и малюсенькая, и абсолютно без удобств, мы сами весной начнем делать ремонт. Потом станем на учет для получения двухкомнатной квартиры.

В этом полуразоренном доме живут пока Даша и Николай, готовясь ремонтировать свою жилплощадь в соседнем бараке.

В этом полуразоренном доме живут пока Даша и Николай, готовясь ремонтировать свою жилплощадь в соседнем бараке.

Эти дома в поселке шахты имени Лутугина, где поселились сироты, называют бараками: одноэтажные строения на несколько хозяев, а все «удобства» - во дворе. Зимой, правда, и вода в колонке замерзла. Берут ее там, где она еще пару раз в неделю, как сказала Дарья, идет. Пока их собственная квартирка стоит запертой, ютятся они в комнатушке барака, стоящего на противоположной стороне улицы. Денег, спасибо добрым людям, с них не берут.

Дверь в основную комнату занавесили одеялом, чтобы всё тепло от угольной печи сохранялось в кухоньке. Тут на узкой кровати и спят втроем, так теплее. Смежные квартиры пустуют, так что тепла и от внутренних стен - никакого! У печи - ведра с углем и жужелицей. Представляете, сколько в комнате от очага копоти!

Дашу я застала дома одну. Коля ушел на работу. Причем где и как зарабатывает деньги, лучше не говорить. Если коротко сказать, то добывает уголь… Он хочет восстановиться в профтехучилище, без профессии на нормальную работу не устроишься.

А Даша не унывает. Денег на жизнь хватает, телевизор купили, копят на диван и ремонт. Главное, чтобы дочь была здорова.

Показала юная хозяйка и квартиру, на которую Коля получил ордер. Она даже меньше той, где они временно живут. И стены в грибке: крыша, наверное, протекает. Хорошо, что полы не сорваны, а вот чугунную плиту с печи кто-то уволок. Словом, тут работы - непочатый край.

Как можно было согласиться на ее получение? Тем более право первоочередника Коля потерял. Если захотят претендовать на двухкомнатную, станут в общую очередь. А в Торезе четыре сотни страждущих. Очередь может и увеличиться, поскольку с прошлого года ставить на квартирный учет сирот можно с 16 лет. Головной боли для городских властей прибавляется. Попробуй найди такое здание, чтобы заселились семьдесят человек. Причем нужны-то однокомнатные квартиры!

Поскольку с такой проблемой сталкиваются и все соседние города, то можно было бы поднапрячься и найти такое не занятое никем здание. И для Тореза, Снежного и даже Шахтерска, объединив усилия и финансы, обустроить один молодежный комплекс. В соседнем Снежном, например, не решена судьба пустующего профилактория шахты «Ударник», в котором, как мне говорили в отделе коммунальной собственности и приватизации имущества, вполне можно было бы организовать социальное жилье для молодежи.

Есть пустующие и пока не разрушенные общежития бывших ПТУ и в Снежном, и в Шахтерске. Но бюрократические препоны с переоформлением собственника и т. д. трудно преодолеваются.

Сироты, кому уж совсем невмоготу, у кого нет родственников-опекунов или просто добросердечных знакомых, соглашаются на бараки. Да, с милым рай и в шалаше. Но уж слишком долгим у таких пар будет путь к благополучию.

Комментарии «Донбассу»

«Пустующих квартир около сотни»

И. о. главного специалиста по жилищным вопросам управления коммунального хозяйства Елена Титова:

- В прошлом году четверо сирот как первоочередники получили квартиры. Это в основном неблагоустроенное или с частичными удобствами жилье на окраинах. Пустующие квартиры есть в поселках шахт «Объединенная», «Лесная», Донецкая», в Центральном. Их около сотни, но в таком состоянии, что мало кто согласен брать на них ордер. Ремонт таких квартир не финансируется.

Все хотят жить в приличных районах. Так что соглашаются брать то, чем «богат» исполком, те, кто или не надеется на лучшее, или есть свои далеко идущие планы. Многие из тех, кто в начале очереди, пока не теряют надежды, отказываются от предлагаемых вариантов. А берут ордера те, что после них. Жить ведь где-то надо.

«Находим временные места»

Директор центра социальных служб для семьи, детей и молодежи Лидия Емельянова:

- Действительно, жилье для тех сирот, которым уже исполнилось 18 лет, и они начинают жить самостоятельно - это огромнейшая проблема. Найти семьдесят «вакантных» однокомнатных квартир или построить новое жилье - нереальные мечты. Выходом из положения можно было бы назвать организацию социального общежития (на базе пустующих шахтных или от учебных заведений), куда до получения квартиры поселялись бы сироты.

Для тех, кто очень нуждается, мы находим места. Например, в прошлом году несколько наших подопечных жили в общежитии медучилища. Но всё это временно. О них должно позаботиться государство, на местном уровне это не решить.


Валентина Постнова. Фото автора.
Читайте также: