Как сироты распоряжаются квартирами

Наталья Бабракова и ее сын Андрей рады крыше над головой, которую предоставил город.

Власти Енакиева стараются обеспечить жильем совершеннолетних, которые остались без родителей

Социальная беззащитность и отсутствие родителей свели эту молодежь под крышей малосемейки на улице Ильича в Юнокоммунаровске. Три года назад горсовет Енакиева, вложив более полумиллиона гривен, отремонтировал в ней 11 малогабаритных квартир и выдал сиротам от 19 лет и старше ордера на заселение. В 2010-м городские власти выделили им 10 квартир повторного заселения, в 2011-м - пять и две уже в текущем году.  Как юные хозяева этого жилья распоряжаются вкладом государства в их судьбу?

Не бомжует, а живет

Отправляюсь в город-спутник Енакиева Юнокоммунаровск в компании с его мэром Александром Роленко, который на момент коллективной выдачи ордеров работал начальником отдела по делам семьи и молодежи, поэтому хорошо знает каждого тогдашнего новосела. Вначале все они не могли нарадоваться свалившемуся на них счастью, но вот прошло время…

Почти все девушки успели обзавестись детьми и вместе с сожителями квартируют в другом месте. А свой угол то ли закрыт, то ли разбит, то ли (в лучшем случае) сдан внаем,  а хозяйке капает нелишняя копейка и не множатся коммунальные долги. По такому же пути пошел Александр Пономарев, который предпочитает жить с любимой на стороне. Одна девушка, по словам соседей, выехала на заработки в Москву. Вера Неизвестная лишь изредка проведывает свое «гнездышко». В итоге мы насчитали трех стойких жильцов, приватизировавших родные квадратные метры и не изменивших им. Идем в гости к двоим из них.

У Натальи Бабраковой ни корней, ни якорей, о своих родственниках совершенно ничего не знает. Приют, интернат, лицей, неоконченный техникум,  очередное ПТУ  и общежития, сменявшие друг друга. За душой ничего. Квартиру она получила в 20 лет. Вошла и увидела пол, потолок, стены и хоть шаром покати. Что-то добрые люди дали, что-то продали, чем-то помогли. Материально слегка обжилась и сыночка нажила. Андрюше не за горами два года, у него уйма игрушек, но этим радость и достаток матери-одиночки исчерпывается. Стипендия в ПТУ, на занятия в которое она ходит вместе с ребенком, и государственные пособия составляют суммарный месячный доход в одну тысячу гривен, которых толком ни на что не хватает. Что у нее с субсидией, хозяйка не знает, но успела скопить долги за отопление и воду. Да и ремонт квартиры, где малышу до всего есть дело, уже не помешал бы.

- Ничего, выкарабкаемся, - успокаивает Наташа. - Если бы не эта квартира, ходила бомжевала бы.

Эти метры - их плацдарм

За стеной обосновался горнорабочий шахты «Енакиевская» Сергей Захарченко. Они с соседкой ровесники, у них типовые квадратные метры, но судьбы разные. Мать мальчика пропала без вести, отца лишили родительских прав. Но его с двух лет как свое кровное чадо воспитывала семья дяди - Сергей Викторович и Неля Николаевна Захарченко. Как опекуны, они вложили в ребенка всю душу, подарили сестру и обеспечили прочный фундамент в жизни. Благодаря этим людям у Сергея вид и настрой домашнего человека с надежным тылом. И жилье у него пристойное. Мебель купили родители, которые до сих пор во всем помогают, а парень с собственных заработков раскошелился на DVD и компьютер. Необычайно ласковая питбультерьер Кира тоже личное приобретение и любимая забава. Сергей окончил техникум как доменщик, хотел идти дальше по специальности в институт, но на металлургическом заводе работы ему не нашлось, поэтому пришлось оформиться на шахту, что не сильно радует.

- Есть коммунальные долги, трудно всё рассчитать. И вообще с родителями жить лучше: на всём готовом, всегда чистенький, одет по форме, не надо суетиться, думать, что поесть, - откровенно рассуждает 22-летний горняк. - У меня есть девушка, хочу жениться, но для семьи эта квартира маловата, и дом не особо приличный. Вы зашли - и уже не разминуться, хочу поменять с доплатой.

Мэр Юнокоммунаровска Александр Роленко хорошо понимает Сергея Захарченко, который не может в тесноте создавать семью.

Мэр Юнокоммунаровска Александр Роленко хорошо понимает Сергея Захарченко, который не может в тесноте создавать семью.

Действительно, площадь этих малосемеек вместе с туалетом, коридором, кухней не дотягивает до 30 квадратов. Они рассчитаны еще по советским стандартам, и теснота к семейной жизни, да еще и с детьми, не располагает. Но для любого сироты это все-таки лучше, чем ничего. И в городе, нашедшем средства для восстановления убитого жилья, стало меньше бесхозных квартир.

- Жизнь сильно обидела этих ребят, но уже многому научила, - говорит Александр Роленко. - И даже если кто-то здесь не живет, эта квартира для них плацдарм и запасной вариант. Ее можно приватизировать, продать, поменять, сдать, и сироты, как взрослые люди, сделают свой выбор, выжмут все из этого стартового капитала.

Комментарий «Донбассу»

В очереди на жилье 97 льготников

Заместитель городского головы Енакиева Валерий Пономаренко:

- У нас немного учебных заведений, и перечень профессий, которые можно получить на месте, тоже невелик. Общежитие есть только в политехническом техникуме, в лицеях ситуация не лучше, но всеми правдами и неправдами мы стремимся ребят туда устроить. Все-таки с практической точки зрения лучше, когда сироты не уезжают учиться в другие города, а остаются в Енакиеве. Тогда мы стараемся уже в 16 лет поставить их на квартирный учет. Сейчас в льготной очереди их 97 человек, и мы стремимся постоянно восстанавливать подходящие коммунальные квартиры, чтобы совершеннолетние дети могли получить свое жилье.


Ирина Коженцова. Фото автора.
Читайте также: