Лицей помогает сиротам обустроить квартиры

Успехам своего воспитанника Юрия Шаворина всегда рады мастер производственного обучения Александр Алексеев и заместитель директора по воспитательной работе строительного лицея Виктория Гаваза.

На учете в службе по делам детей Горловки состоит 804 сироты. 254 из них не имеют жилья вообще, а у большинства остальных оно в «убитом» состоянии. С 16 лет подростков ставят на квартирный учет, и сейчас эта очередь насчитывает 173 человека. В год город может предоставить им порядка 10-12 кое-как облагороженных квартир. Это, конечно, мизер, поэтому стоит присмотреться к тому, что делают  для решения проблемы сейчас в лицее строительства.

Соблазн «связали» экспериментом

В личном деле Артема Захарова лежат интересные, с позволения сказать, фотографии. Грязные проплешины на обшарпанных стенах от руки подписаны: батарея, ванна, раковина, газовая плита и т. д. Это значит, на этих местах когда-то находились указанные предметы санитарно-бытового назначения, но след их давно простыл. Такие же подписи фиксируют бывшее местонахождение дверей и окон. Словом, из мебели в некогда уютной «двушке» остались лишь ржавые трубы и подоконники. «Убитая» квартира в поселке Майский числится за парнем, и это, как ни крути, лучше, чем ничего. Из 193 сирот, которые вместе с ним учатся в горловском лицее строительства, только 30 процентов имеют закрепленное за ними жилье. Но квадратные метры, более-менее пригодные для жизни, есть лишь у единиц. Артем - в их числе.

- У него была вполне благополучная семья. Но когда мама умерла, отчим не смог дать себе ладу. Быстро превратил квартиру в притон, а потом и вовсе пропал. Мальчик учился в интернате, а потом поступил к нам на специальность маляр-штукатур, - рассказывает зам. директора по воспитательной работе Виктория Гаваза. - Артем любит уединение, с ребятами сходится сложно, и в общежитии ему некомфортно. Но при этом он подкупает серьезностью, здравомыслием, и мы понимали, что ребенок нас услышит.

Пока сироты находятся на полном государственном обеспечении, на их лицевой счет до 23 лет поступают пенсия по потере кормильца, ежемесячное пособие облсовета в размере 100 гривен, стипендия. Деньги накапливаются на сберкнижке, и до совершеннолетия они не имеют права самостоятельно ими распоряжаться. А затем юноши и девушки, жаждущие всего и сразу, молниеносно спускают на удовольствия большие суммы, не думая о будущем.

К 18-летию на сберкнижках некоторых подопечных накапливается по 40-120 тысяч гривен. И задача мудрых наставников, уберечь молодежь от бездумных трат, научить не знающих, что такое семейный бюджет, по уму распоряжаться средствами. Сказать по правде, педагоги зачастую терпят фиаско: жажда самостоятельности, которая ассоциируется с деньгами, сильнее здравого смысла. Причем дети, уверенные, что они еще насобирают, быстро оказываются ни с чем. Но если у ребенка есть хотя бы «убитое» жилье, с ним легче вести разговор на сложные материальные темы. Соединить ради блага воспитанников недвижимость и кошелек в лицее экспериментально решили в прошлом году, но уже видно, что опыт удался.

Появились новые окна, двери и... чувство хозяина

К примеру, у того же Артема на книжке было 14 тысяч гривен, и Виктория Анатольевна надоумила парня вложить их в восстановление своей квартиры. Лицей официально договорился с «Теплосетью» списать баснословные долги, за которые тепловики намеревались конфисковать имущество. Пока 19-летний юноша живет на полном гособеспечении, лицевой счет на него не открывают и ордер на квартиру не оформляют. Но в ней уже произошли разительные перемены.

- Первым делом мы вывезли весь мусор, поставили новые окна и двери, купили батареи, ванну, электропечку, стройматериалы и кое-что из мебели, - радуется за будущего новосела зам. директора Гаваза. - Артем сам распоряжался деньгами, даже вопреки моему мнению купил ноутбук. Теперь он часто бывает у себя дома, доволен, что ему подсказали житейски правильный ход. Между прочим, увидев новые пластиковые окна, о пасынке вспомнил отчим. Приходил, просил о встрече, но у Артема есть своя точка зрения и характер. Думаю, он не пойдет на поводу у этого «родителя».  А летом в качестве учебной практики лицей поможет парню отремонтировать квартиру.

Так уже было с Любой Литвиненко из Пантелеймоновки. За ее деньги приобрели железный прут, юные сварщики на уроках производственного обучения сварили из него решетки. И потом вместе с мастером при участии жэка установили их на окнах ее квартиры, что на первом этаже, и помогли обжиться. У братьев Виталика и Валеры Чигорян жилье тоже было нараспашку: в окна входили, в дверь выходили. Поэтому и здесь наставники руководствовались первой заповедью хозяина: перекрой доступ в квартиру. А когда молодежь видит, на что идут её деньги, она более бережно относится к своему, кровному. Умные люди предложили сироте Юре Шаворину, который, окончив лицей, работает там слесарем, раскошелиться по-крупному. Кроме 26 тысяч гривен, у него за душой не было ничего. Но мальчику с трудной судьбой взрослые помогли купить без долгов квартиру в малосемейке. И тоже обживали её вместе. Мастер производственного обучения газосварщиков в группе по ремонту автомобилей Александр Алексеев купил карниз, его жена повесила шторы, а его мать связала парню джемпер. За 19 лет это первый подарок в жизни, который он получил на день рождения.

- Он горд тем, что у него есть свой угол. Но туда постоянно толпой тянутся гости. Я ему говорю: «Ты это бросай, дом - не проходной двор». Нужны такт и терпение, пока объяснишь, что своя квартира -  это не общежитие, - как за своего ребенка переживает Александр Сергеевич. - Когда они оказываются один на один с жизнью, и уже некому поднимать, заставлять, наставлять, сразу чувствуют себя одинокими и ненужными. Хочу, чтобы у Юры таких ощущений не было. Он часто звонит, спрашивает, как что-нибудь приготовить. И здесь, на работе, мы вместе. Стараюсь, чтобы он не выпадал из поля зрения.


Ирина Коженцова. Фото автора.
Читайте также: