Макеевский инвалид восемь лет живет без света
Жительница макеевского поселка Нижняя Крынка Альбина Бойко позвонила на «горячий телефон» «Донбасса» (095-2-555-333) и попросила помочь соседу, который уже лет десять бедствует. «Он не бомж и не пьяница, а несчастный человек!», - уверяла она. Оказалось всё именно так, как она описала.
Родственники бросили на произвол судьбы
Александр Фомичев проживает на улице Речной, 19. Правда, назвать этот дом жилым язык не поворачивается. Голые стены, из мебели только старые стол, диван, кровать и два поломанных стула. Первая мысль при виде покосившихся дверей и окон - о том, что это временное пристанище бездомных. Но нет, мужчина обитает здесь с 1957 года.
- В семимесячном возрасте меня парализовало, - говорит он, - я совсем не двигался. Врачи ничего не могли сделать. Лишь спустя семь лет провели операцию, и тогда я начал понемногу ходить. В шестнадцать получил категорию инвалида детства второй группы по диагнозу «остаточные явления ДЦП». Руки и ноги плохо функционируют и сейчас, делать что-то самостоятельно практически невозможно.
Получив вторую группу в 1970-м, Александр Алексеевич по законодательству Советского Союза автоматически лишился возможности трудоустройства. Удалось лишь закончить сельскохозяйственный техникум и школу пчеловодов. Но в этих сферах закрепиться не удалось. Всю жизнь перебивался мелкими заработками. Официального места работы никогда не имел. В итоге остался без стажа и обычной пенсии. Все деньги, которые он получает сегодня - пособие по инвалидности в размере 830 гривен. Разумеется, этого не хватает на оплату коммунальных услуг, покупку одежды, обуви и прочего.
- Мать умерла 12 лет назад, - рассказывает инвалид. - У меня есть сестра, которая живет в близлежащем селе. Она сразу сказала, что заботиться обо мне не будет. Не виделись с ней около десяти лет. Есть еще двоюродные родственники. Но и с ними контакт утерян. Мое здоровье постоянно ухудшается, брать деньги неоткуда. Еще при жизни мамы накопились коммунальные долги. Из-за дороговизны угля отапливать дом приходилось электрической печкой, которая так намотала, что теперь не расплатиться с долгом за свет.
Эта задолженность составляет 800 гривен - месячный доход Фомичева. Вот он восемь лет и живет без электричества. А еще потерялась домовая книга. Да и жилплощадь документально не принадлежит ему: дом был оформлен на мать и состоял на балансе местного колхоза.
Инвалиду не всегда удается отапливать помещение. Если покупать уголь на зиму, то питаться будет не за что, объясняет мужчина. Помогают согреться, от случая к случаю, сердобольные соседи, позволяя брать топливо из личных запасов.
Во дворе - гора пустых бутылок из-под алкоголя. Но Александр Алексеевич не «употребляет». Сбор и сдача стеклотары - единственный способ заработать.
- Правда, в последнее время покупатель приезжает редко, сам жалуется на нехватку средств, - разводит руками он.
Жители близлежащих домов уверяют, что горе-партнеры то и дело обманывают его при расчете.
Соседи просят о помощи
Посельчане обращались с проблемами соседа в поселковый и городской советы. Пока без результата. Инициативу собрать для него деньги и погасить коммунальные долги поддерживают не все.
- Мы пытаемся помогать кто чем может, - рассказывает Альбина Бойко. - Периодически приносим ему уголь, старую одежду, так как своей у него почти нет. Этой зимой он даже отморозил ноги и не мог ходить. Кто-то пожертвовал ненужную обувь, местная медсестра - мазь от обморожений. Но большей частью люди не проявляют к нему жалости. Раньше хоть доверяли пасти скот. Он почти всю зиму просидел без воды. Водовода у него нет, только колодец. Сейчас поднялись грунтовые воды - будет легче. А так и воду иногда носить приходилось.
Каждый месяц Фомичев берет в долг у добрых людей по сотне. Макеевчанин и вовсе забыл, когда покупал лекарства и был на консультации у лечащего врача - невропатолога.
- Из-за сильных проблем со слухом он почти не может общаться, - говорит Альбина. - У него есть неисправный слуховой аппарат, который ловит лишь пару слов в предложении. Оформить в таком состоянии документы в коммунальных службах или обратиться в общественные организации Александр не в состоянии. К тому же, он уже давно не выходит за территорию поселка и очень заметно стареет: в свои 58 напоминает 75-летнего.
Закон Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» регламентирует, что государство берет на себя обязательство обеспечивать возможность жизнедеятельности инвалидов наравне с другими людьми, предоставлять им льготы в разных сферах, обеспечивать реабилитационные программы и посторонний уход.
К большому сожалению, этот случай - далеко не единичный. Никому не нужные, больные пожилые люди умирают в своих квартирах в бедности и одиночестве. Часто - или не дождавшись помощи, или просто не попросив ее у государства. У них нет сил на волокиту с документами, которые нужно предоставить во всевозможные инстанции, чтобы получить перерасчет пенсии или субсидию. Да и подсказать, что предпринять, некому.
После нашего обращения в органы социального обеспечения по поводу Фомичева его ситуацию взяли под контроль. Редакция надеется, что на жизненную трагедию этого человека обратят внимание профильные общественные организации.
Комментарий «Донбассу»
«Лучший выход - дом для престарелых»
Начальник Управления труда и социальной защиты населения Советской райадминистрации города Макеевки Инна Никель:
- Это идеальный вариант, который можно предложить такому больному человеку. Его положение сложное, и теперь будет нами постоянно контролироваться. Заботой о таких гражданах занимаются территориальные центры, куда уже переданы данные инвалида и организован контрольный выезд. Главная задача сотрудников терцентра - уговорить Александра отправиться в специализированное заведение, где ему обеспечат должный уход. Без его согласия сделать это невозможно. В крайнем случае, инициируем разовую материальную помощь. Необходим и детальный медосмотр. А вот заставить заботиться родственников законодательно никак нельзя.
Марина Самара. Фото автора.