Железнодорожный вокзал в Донецке: убийственная красота и ожидание Евро-2012 (ФОТО)
Несмотря на то, что в вокзальном комплексе «Донецк», пережившем грандиозную реконструкцию, еще идут пуско-наладочные работы, уборка помещений и благоустройство территории, представители Донецкой железной дороги пригласили журналистов на экскурсию. Получилось, что мы заглянули в будущее. Недалекое - ведь к Евро-2012 этот уникальный объект будет окончательно введен в строй.
Сказать, что мы были поражены - ничего не сказать. Нет, конечно, проезжая мимо вокзала, многие видели, как его «совковый» облик сменили современные формы из стекла и металла, разросшиеся на весьма солидное расстояние. Но ведь главное кроется внутри!
Зал повышенной комфортности для приема пассажиров теперь напоминает театр. Колонны, лепнина, восстановленная по образцу 40-х годов прошлого века. Правда, вместо кресел - удобные диваны. Так что это уже не театр, а салон получается.
В углу замечаем необычную конструкцию. Этакий огромный мобильник с сенсорным экраном.
- Чтобы пассажирам было удобно ориентироваться, на вокзале будут установлены 11 таких информационных табло, - поясняет руководитель пресс-службы Донецкой железной дороги Владимир Селиванов. - Пользование ими - бесплатное. Здесь три языка - украинский, русский, английский. Можно узнать не только любую информацию по вокзалу (расписание движения поездов, наличие свободных мест и т.д.), но и раздобыть сведения о гостиницах, ресторанах, общественном транспорте, просмотреть карту Донецка.
По удобным ступеням с продольными насечками (чтобы ноги не скользили) поднимаемся к оптовым кассам. Новая солидная мебель пока не распакована. Ее работа - впереди. А вот камеры видеонаблюдения, появление которых обусловлено тем, что вокзал увеличился почти в три раза (общая площадь теперь составляет 27 тыс. кв. метров), уже «пашут».
- Информация с них выводится на диспетчерский пункт. Равно как присмотр за всеми инженерными сетями. Здесь будет 14 мониторов, дежурные. Круглосуточный контроль, - рассказывает главный инженер пассажирской службы Донецкой железной дороги Игорь Белоусов. - При необходимости будут вызываться соответствующие службы, устраняющие те или иные неисправности. Сейчас ведутся наладочные работы, всё в тестовом режиме.
Игорь Борисович уверяет, что новый вокзальный комплекс - уникальное сооружение не только для нашей области, но и для Украины.
- Он воплотил в себе последние достижения прогресса, - подчеркивает специалист. - Пропускная способность увеличиться с 15 до 35 тысяч пассажиров в сутки. Мест в зале ожидания станет больше в три раза, парковочных - в пять. Чтобы пассажиры получили максимум удобств, на вокзале предусмотрены 28 эскалаторов, 25 лифтов-подъемников.
Перед эскалаторами установлены специальные датчики. Они предназначены для того, чтобы при отсутствии пассажиров «бегущая лестница» автоматически отключалась.
Увеличено количество касс, созданы условия для приобретения билетов не только здесь, но и в транзитном вокзале (там будет две кассы, которые обслужат пассажиров ближнего и дальнего следования). Возле него расположена новая автостанция, а на втором этаже будут сдаваться в аренду торговые площади.
- Штат вокзала увеличится на сто человек. А скольким людям дали работу во время реконструкции - даже подсчитать тяжело, - поделился Белоусов.
В помещениях комплекса установлено около 450 устройств, которые будут круглый год обеспечивать нормальные климатические условия: летом - прохладу, зимой - тепло. Обновили подземный переход, где установят специальные антивандальные светильники.
На радость журналистам появился солидный конференц-зал. Огромный овальный стол, удобные кресла, много розеток для аппаратуры.
Благодаря турникетам, которые еще доводят до ума, железнодорожники надеются решить проблему безбилетных пассажиров на электричках. На каждом проездном документе появится считывающий код: приложил - прошел к поезду. Нет - свободен!
Вот-вот будет готов зал ожидания для пригородных пассажиров, из окон которого открывается вид на работы по переносу трамвайного кольца.
Позаботились железнодорожники и о лицах с ограниченными физическими возможностями. Имеются лифты, каталки, пандусы, специальные маячки и яркие полосы для слабовидящих и слабослышащих.
- У нас появился зал ожидания для лиц с ограниченными физическими возможностями, - демонстрирует Игорь Борисович уютную комнату с телевизором и шкафчиками, в которых можно оставить вещи. - Здесь есть коляски для доставки пассажиров к поездам, постоянно находится дежурный. Прямо на стоянку приходит рабочая группа, помогает инвалиду переместиться в этот зал... Рядом - туалет для людей с ограниченными возможностями, медпункт.
Председатель Донецкой областной общественной правозащитной организации инвалидов «Фемида» Владимир Землянкин, прикованный к инвалидному креслу, признался:
- Донецкий железнодорожный вокзал, наверное, одно из самых доступных мест для людей с ограниченными возможностями. Нас приглашали на проектирование, консультировались в процессе строительства. Сейчас подходим к вводу в эксплуатацию. И видим, что все наши пожелания выполнены. Здесь я чувствую себя независимо и комфортно. Горжусь, что в моем городе есть такой вокзал.
Вскоре у Землянкина появилась возможность лично поблагодарить руководителя Донецкой железной дороги в лице Николая Рогова и генерального директора «Укрзалізниці» Владимира Козака, которые прибыли на донецкий вокзал после проверки готовности железнодорожного участка «Киев-Донецк», где скоро пойдут скоростные поезда.
- Вокзальный комплекс «Донецк» - пример для всей инфраструктуры наших городов! Вы сделали очень большое дело! - заявил железнодорожным управленцам Землянкин.
- Мы начали подготовку прохождения скоростных поездов Hyundai и Skoda в апреле прошлого года, - сообщил Владимир Козак журналистам. - Тогда у меня были большие сомнения, что работы завершатся в срок. Сейчас констатирую: все задачи выполнены. Я очень удовлетворен сегодняшней поездкой. Железнодорожники Украины совершили трудовой подвиг! Такого огромного объема работ за столь короткий период в нашей истории еще не было.
По словам главы «Укрзалізниці», он рассматривает вокзальный комплекс «Донецк» с точки зрения не внешней красоты, а - профессионального железнодорожника.
- Еще три-четыре года назад на пассажирские пути прибывали грузовые составы, - напомнил Владимир Васильевич. - Мы исключили это… Были огромные столпотворения в туннеле и на вокзале. Мы разделили пассажиропоток пригородных поездов и поездов дальнего следования. К тому же, теперь автобусы будут проходить и с другой стороны вокзала, разгрузив Киевский проспект, улицу Артема.
В конце апреля вокзал проинспектирует государственная комиссия. После устранения отмеченных ей замечаний (если таковые будут), его введут в эксплуатацию. Однозначно, к Евро-2012 этот красавец заработает в полную силу. Тогда же появятся банкоматы и прочие необходимые составляющие комплекса…
Андрей Кривцун. Фото автора.