Евро-2012. Фанаты-иностранцы "оккупировали" побережье Азовского моря
На время проведения Евро-2012 на азовском побережье в Першотравневом районе остановилось около тысячи зарубежных болельщиков. Почему гости отдыхают за полторы сотни километров от центра футбольных событий - «Донбасс Арены», выяснила корреспондент «Донбасса».
«В Ялте всё дешевле!»
Руководитель муниципалитета района Восточный в российской столице Кирилл Евсеев взял жену, пятилетнего ребенка и махнул на Евро! Но не в Польшу, не в Киев, а в Донбасс. Во-первых, напротив старого стадиона «Шахтер» живет любимая теща (а когда-то - и супруга), во-вторых, в восьмидесятых Кирилл закончил Донецкое высшее военно-политическое училище, ну, а в-третьих, здесь все удовольствия дешевле.
Кирилл Евсеев: «По вечерам ходим с женой в местную фан-зону «Юг» смотреть матчи Евро-2012».
«Чистый песок, неглубокое море и удаленность от шумных ночных клубов - это как раз то, что нужно для нормального семейного отдыха, - поделился Кирилл. - Да и цены радуют, здесь все дешевле процентов на 30, а то и 50: начиная с продуктов и заканчивая гостиницами, ресторанчиками, вещами… Футбол - моя страсть. Я - болельщик и одновременно член фанатского клуба московского «Локомотива», видите, у меня даже бейсболка с его логотипом! И сына я в эту футбольную школу записал. Так что мы с ним заодно. Увы, по жеребьевке наша российская команда попала в Польшу. Посидели, подумали и решили ехать в Донбасс. Мы на машине, поэтому добраться в Донецк для нас не проблема. Когда я впервые увидел «Донбасс Арену», остался впечатлен масштабами стадиона. Кулаки держал, конечно, за Украину. Проиграли французам, но играли достойно. До последней минуты я верил, что Шевченко забьет решающие голы, но… А вообще у вас сборная хорошая».
Россияне живут в палатках, а едят… на дискотеках!
С Георгием, гостем из далекого Нижнего Тагила, мы встретились в Мелекино на пляже. Главный опознавательный знак, по которому я определила место жительства болельщика - надпись «RUSSIA» на коротеньких шортах его супруги. Молодая пара по совету украинских друзей-макеевчан поселилась здесь еще неделю назад - неподалеку, прямо на берегу в палаточном городке.
«В дни матчей - «по коням», и едем в Донецк, - рассказывал загоревший до черноты болельщик. - В основном утром, чтобы и погулять, и пивка выпить (за рулем - жены), а поздно ночью возвращаемся обратно. В «палаточной» жизни есть определенная прелесть: бешеная экономия, а ночью не жарко, на свежем воздухе. Комаров разгоняем ароматизированными «вонючками». Хотим - купаемся ночью, хотим - идем в клуб поужинать, а заодно и порезвиться. Были в местном луна-парке - удовольствие бешеное! Накатались, как дети!»
Англичане в восторге от «бананов» и украинок
В поселке Юрьевка остановилось несколько десятков россиян, белорусов и англичан. Последние, как выяснилось, нашли это место через Интернет или турфирмы. Им были предложены копеечные (по британским меркам) цены за проживание в люксовых и полулюксовых номерах, а главное - море! Теплое, без ила и под боком! До Донецка - два часа езды, автобус предоставляется.
Стоя в очереди за мороженым у стойки пляжной кафешки, я стала свидетелем того, как один из двоих англичан, увидевший «выруливший» на водную гладь скутер, рванул к нему. Второй, стоявший передо мной и как раз рассчитывавшийся за три банки купленного пива, включил «четвертую» и помчал в сторону друга. Пиво осталось на берегу, а англичане в спасательных жилетах ярко-желтого цвета умчались в вихре скоростного водного экстрима.
Не меньшим спросом среди приезжих пользуются «бананы» и «таблетки» - мини-лодки, привязываемые к катерам и катающие желающих по морю. Чебуреки вообще вне конкуренции! Местные греки еле успевают их готовить - вкуснотища поглощается десятками, пиво тоже расходится в два счета. Красивых девушек в открытых купальниках нередко угощают, предлагая примкнуть к скромной компании заморских мужчин.
Греков учат готовить самсу
Урзуф - уникальное курортное место, которое уже сегодня создает серьезную конкуренцию Бердянску и Кирилловке. Здесь чисто, еды много, развлечения на любой вкус, море глубокое и с песочным дном. Пляжи - как в Европе: навесы, зонтики, шезлонги, грибочки. Может, поэтому здесь остановилось около пятисот болельщиков футбольного чемпионата?! Турки, греки, россияне и даже казахи. Местная продавщица тандырной самсы (такой себе пирожок с мясом на греческий манер) рассказывала, как приезжие греки пытались у нее узнать рецепт приготовленного ею лакомства. «Как смогли, так объяснились, - улыбается Валентина. - У него, покупателя этого, друг был, который хоть как-то говорит по-русски, вот и рассказала».
А еще здесь можно увидеть иностранцев, запрыгивающих в воду в масках. Во только что они пытаются рассмотреть на дне морском, для меня так и осталось загадкой. Россияне, преодолевая страх высоты, прыгают с крутых, практически вертикальных надувных горок, пьют много пива и загорают до черноты. «Мы и сами не ожидали такого наплыва болельщиков, - признался урзуфский сельский голова Анатолий Аврамов. - Номера в гостиницах и пансионатах почти все заняты. Но ничего, пусть приезжают, а мы найдем, где поселить!».
Донецкие американцы выбрали Белосарайку
Это один из немногих курортных поселков в районе, где остановились турки, греки, англичане и россияне. Но мне встретилась украинско-американская семья, история создания которой необычна и захватывает наложением случайностей. Никто из супругов Якобсон не искал заморского счастья и каждый из них был убежден, что культурные и идеологические различия являются непреодолимым барьером для совместной жизни.
Любимое блюдо Лидии и Петера Якобсон - фруктовый суп с украинскими вишнями.
«Моя дочь Маша, будучи в Варшаве в туристической поездке, познакомилась со своим будущим мужем Дэном - юным красивым мальчиком из Штатов, - откровенничала бывшая дончанка Лидия. - Когда-то она посещала балетный кружок при ДК «Юность» и, как потом рассказывал Дэн, сразу обратила на себя внимание грациозностью и красивой фигурой. Через год встреч тот сделал дочери предложение, и они уехали в Америку. Я сильно переживала, к тому же за несколько лет до этого похоронила своего мужа. Особых впечатлений от пребывания в гостях у детей я не испытывала - различие менталитетов, полярность взглядов, озабоченность деньгами… При этом я не испытывала никаких трудностей в общении, так как в свое время училась в Пятигорском инязе. И вот в Штатах встретила единственного американца, который не походил на своих сограждан. Он оказался в том месте и в то время, когда мне с Машей требовалась помощь в ремонте машины на пустынном автобане. И история повторилась. Будучи вдовцом, Петер счел нашу встречу судьбоносной, и после моего возвращения в Донецк ежедневно мне звонил и просил о встрече. Но свое согласие на брак я дала только спустя полтора года, во время очередного визита к дочери. Петер по своей инициативе отказался от протестантства и принял православие - он очень хотел настоящую свадьбу. Сыновей, возмущенных моим русским происхождением, лишил наследства, хоть я и была против. Но сейчас, уже спустя 16 лет, слава богу, все нормально - отношения у нас наладились, и мы с ними добрые друзья. Белосарайскую косу выбрали потому, что раньше я очень любила сюда приезжать. Конечно, сначала приехали в Донецк - на мою родину, но решили остановиться на побережье. Петер - заядлый футбольный болельщик, поэтому мы не пропускаем ни один матч. Правда, я болею за Украину, а он за Францию... Остановились в местной гостинице. Ценой и обслуживанием довольны, тихим спокойным отдыхом и белым песком - тоже».
Елена Харченко. Фото автора.