Летом неприкаянных подростков тянет подальше от дома

В центре социально-психологической реабилитации детей беглецы и потеряшки  коротают время под присмотром воспитателей.

Воскресным днем начальника службы по делам детей горсовета Горловки Елену Лукьянчук озадачил звонок из милиции: служивые возбудили уголовные дела по факту убийства двух подростков 12 лет...

«Бросаем всё и занимаемся потеряшками»

Эти жители Калининского района еще три дня назад пошли гулять, и как в воду канули. Родители сбились с ног, хотя поначалу к стражам правопорядка не обращались, думали, сами придут. Тем более что один из мальчишек уже состоял на учете как уходивший из дому. Но когда прошел день-другой, стало ясно, что сидеть сложа руки нельзя. По сезону да по такой жаре проще всего было предположить, что сорванцы, как и многие их сверст-ники, отправились без спросу на ставок. Но куда конкретно, где их искать?

- У нас с этим очень строго. Если ребенок отсутствует сутки, и мы не нашли его по горячим следам, обязательно возбуждаем уголовное дело, собираем команду, которая бросает всё и занимается только потеряшкой, - говорит оперуполномоченный отдела криминальной милиции по делам детей горуправления внутренних дел Горловки Лилия Гришанова-Штанько. - Так было и в этот раз. Мы проверили все контакты ребят, методично прочесали все окрестные водоемы, а нашли любителей солнечных ванн на удаленном ставке в поселке Гольма, что в Никитов-ском районе. Там, сказали пропавшие, больше народа, интереснее и веселее.

Родители, конечно, метали громы и молнии, грозились спустить с сыновей три шкуры. Однако взрослые, которые нашли детей, усмотрели в этом не благой воспитательный порыв, а дополнительный просчет, способный окончательно похоронить доверительные отношения в семье. Откуда же будут контакт и взаимопонимание, если их подменят страх и боязнь наказания?!

- Мы усмотрели, что со стороны родителей нет контроля, поэтому их оштрафовали, а мальчиков направили в центр социально-психологической реабилитации детей, где им помогут наладить контакт с семьями, - подводит черту под инцидентом Елена Лукьянчук. - Сейчас, к счастью, беспризорность практически преодолена. Даже страшно вспомнить, как еще несколько лет назад за один рейд по городу мы задерживали до 30 неприкаянных. Зато нам не дают расслабиться потеряшки. Они по беспечности или недомыслию заставляют волноваться и близких, и должностных лиц.

10-летняя Люся должна была вернуться домой в полдень. Но когда ее и в 15 часов не было, родители забили тревогу. Мобильник не отвечает, у подружек ее нет. Обратились в милицию, а там инциденты с детьми на особом счету: специалисты сразу включились в поиски ребенка. Проверили круг общения и места возможного пребывания, опросили друзей. Задействовали, как водится, большие силы, отвлекли сотрудников правоохранительных органов от других насущных дел. А Люся, как вскоре выяснилось, забыла включить телефон и спокойно каталась с подружкой «на очень хороших качелях» в чужом дворе. Хорошо хоть, всё завершилось благополучно.

Сын пытался проучить... маму

Прилежные ученицы 17 лет впервые в жизни за бутылкой шампанского отметили начало каникул. С непривычки вино ударило в голову, и Таня решила, пока хмель не выйдет, часик покемарить у подружки. «Куда ж я в таком состоянии?! - рассуждала школьница. - Меня дома убьют!»  Девчонки прилегли ненадолго, а проспали до утра. Родители подруги - предприниматели, уехали за товаром, поэтому не могли вмешаться в ситуацию, а родители Тани места себе не находили. Они тоже обратились в милицию, и бригада из шести человек занялась поисками их дочери. Те, правда, ничего не дали, пока девушка с повинной головой сама не явилась домой.

И семья вроде положительная, а общего языка с девочкой, похоже, найти не может. Нет в ее правилах и традициях такого, чтобы чадо и в горе, и в радости спешило к родителям. Девочка не уверена, что близкие поймут и поддержат, зато боится их порицания и наказания, а страх - плохой советчик. Что ж,  маму пришлось пригласить в суд и за уклонение от выполнения родительских обязанностей по 184-й статье Административного кодекса строго предупредить.

Подросток Сережа обиделся и разозлился на маму за то, что она из-за отсутствия денег не могла купить ему мобильник. Чтобы ее проучить, недолго думая, он сгоряча написал записку: «Уехал в Евпаторию на заработки, телефон куплю себе сам» - и отправился играть в компьютерный клуб. Грозный гнев юного максималиста вскоре улетучился, парень давно забыл, как наказал маму, а она тем временем подняла на ноги милицию. Служивые взяли его фотографию, прошерстили друзей-товарищей, начали выяснять, какие поезда идут из Горловки в Евпаторию и мог ли он уже отбыть в Крым…

- Даже взрослые дети не отдают себе отчета, что семья может волноваться, задействовать милицию. В них совершенно не развито чувство ответственности, и в этом, конечно, виноваты родители, - делится многолетними профессиональными наблюдениями Елена Лукьянчук. Ей вторит неравнодушный милиционер Лилия Гришанова-Штанько. Дескать, детки 14-16 лет считают себя уже самостоятельными, способными принимать решения, а на практике в лучшем случае выходит конфуз и большая нервотрепка.

Оперуполномоченная до сих пор не может без жалости и сострадания вспоминать Вику, которая тоже более двух суток скиталась неизвестно где. Маленькой ее удочерили, вроде любили, а как повзрослела, стали попрекать своим родительским великодушием. Мама считала девочку неблагодарной, а Вика обижалась на нее за то, что та ее бьет, таскает за волосы и всячески унижает. От такого житья-бытья ребенок ушел куда глаза глядят, ночевал на скамейках и не думал возвращаться. На первых порах мама пыталась искать дитя своими силами, а когда поняла, что ее усилия тщетны, обратилась за помощью. Родительнице вынесли судебное предупреждение за насилие в семье, а дочь для обретения морального равновесия временно поселили в центр реабилитации.

Там она познакомилась с двумя сестричками - Лерой и Светой 17 и 14 лет, судьба которых еще более неприглядна. На прием к Елене Алексеевне пришла супружеская пара и рассказала, что приютила девочек, которые дневали и ночевали на Короленковских прудах. Но в этом случае людское милосердие не могло быть бесконечным, и надо было что-то решать кардинально. Оказалось, что мать беспризорных бомжует, отец, понимая, что ничего не может им дать, капитулировал, а дом прохудился до состояния руин. Власти определили сестер на жительство в центр, и всё идет к тому, что согласно решению суда девочки станут сиротами при живых родителях.


Ирина Коженцова. Фото автора.
Читайте также: