Сгорели ульи и кресты

Погибших пчел можно было сгребать лопатой.

В эпицентре умышленного поджога оказалась пасека, принадлежащая объединению докучаевских пчеловодов. В тот же день пал основательно прошелся по одному из сельских погостов.

«На трассе Докучаевск - Стыла я, по просьбе сестры мужа, уступила ей место за рулем. Так как родственница не имеет навыков вождения, ехали медленно, и я успела обратить внимание на мужчину, внешность которого точно описать не берусь. Могу лишь сообщить, что он катил велосипед, зажигал спички и бросал их на обочину дороги, за которой находилось скошенное поле… Почему мы не остановились и не сделали неизвестному замечание? Да потому, что побоялись. Телосложения мужчина был не хилого, а потом, судя по всему, у него просто поехала крыша».

(Из свидетельских показаний).

Не факт, что именно этот гражданин с велосипедом явился виновником пала, который уничтожил на границе Докучаевска и Старобешевского района полезащитную полосу, полдюжины ульев, мобильный телефон и прочее принадлежавшее пчеловодам имущество. Движение на отрезке трассы интенсивное, следовательно, причиной возгорания вполне мог стать выброшенный из окна окурок. И тем не менее,  свидетельские показания автолюбительницы по времени совпадают с началом пожара, что дает все основания говорить об умышленном поджоге.

Первыми удар на себя приняли  двое: докучаевский пчеловод Леонид Тарапата, который в тот день дежурил на пасеке, и его помощник Виктор Михайлов. К сожалению, занятые выкачкой меда мужчины заметили опасность лишь когда огонь вплотную приблизился к заброшенному горному отвалу, где обосновались несколько докучаевских пчеловодов, в том числе представительница слабого пола Светлана Петренко. Это место они выбрали не случайно: склоны отвала поросли деревьями и кустарниками, дорога с твердым покрытием поблизости, в плантациях основного медоносного растения - подсолнечника - недостатка нет.

Словом, докучаевцы предусмотрели всё, за исключением одного - опасности, исходящей от палов, которые практически каждое лето разгуливают по жнивью, поймам рек, многочисленным балкам. И в результате жестоко поплатились за это. Симпатичнейший уголок природы за считанные минуты превратился в одно сплошное пепелище с обгоревшими деревьями и лепешками оплавленного воска на черной земле.

сгорели ульи

- Где лепешки, там стояли ульи, всего шесть штук, - объяснил встретивший корреспондента «Донбасса» пчеловод и машинист экскаватора Докучаевского флюсо-доломитного комбината Сергей Жигарев. - Остальные уцелели благодаря Леониду Михайловичу и его помощнику. Он после пережитого сейчас приходит в себя. Вместе со всем имуществом он лишился и мобильника, поэтому связаться с ним нет никакой возможности… Хорошо, сегодня же заеду к Михалычу домой, и он позвонит вам с моего телефона.

Свое слово Жигарев сдержал. В 16.30 Леонид вышел на связь и рассказал о чрезвычайном происшествии:

- Мы с Виктором обнаружили пал, когда уже полыхали первые два улья. Шестидесяти-литрового запаса воды и воды в поилках хватило на непродолжительное время. Потом мы наломали веток и пытались ими укротить пламя. Я видел, что горит мой навес, но было не до личного имущества... Принялся сбрасывать с ульев крышки в надежде, что пчелы улетят, однако те, не желая бросить маток в беде, предпочли сгореть заживо. Это было поистине жуткое зрелище…

По словам собеседника, убыток от пожара (с вычетом пропавшего меда) составил шесть тысяч гривен. Сюда же следует приплюсовать сгоревшее имущество, в том числе - инструмент, запасные ульи, одежду, постельные принадлежности, радиоприемник.

Однако самой большой потерей докучаевцы считают погибших в огне пчел. Часть из них сгорела вместе с матками, другая была уничтожена огнем на лету. И повинен в этом конкретный человек, неважно кто он - неизвестный с велосипедом и спичечным коробком или проезжавший по трассе автолюбитель, который одним посылом окурка в окно вызвал всепоглощающий пожар.

пожар на кладбище

В тот же день пожар произошел на погосте старобешевского села Стыла в семи километрах от стоянки докучаевских пчеловодов. По одной из версий, он тоже объясняется сугубо человеческим фактором.


Юрий Хоба. Фото автора.
Читайте также: