Шахтеры Донбасса пишут картины, ловят радиоволны и говорят по-английски

Живописные работы Николая Коваленко украшают Шахтерск.

Мы часто пишем о трудовых достижениях горняков. Презрев экономические сложности и политические выкрутасы, они продолжают давать стране угля, порой платя за «черное золото» непомерную цену.

Но в этот раз ко дню Дня шахтера «Донбасс» решил рассказать и о другой стороне жизни людей этой мужественной профессии. Об их талантах! А что таковые имеются, доказали многочисленные популярные шоу. Димитровские горняки Владимир Пигоцкий и Николай Малюкин поражали вокальными данными судей и зрителей «Х-фактора». Мастер-взрывник шахты «Комсомолец Донбасса», житель Шахтерска Роман Боцев своим художественным свистом доказал, что «Україна має талант». В этом же шоу горловчанин Сергей Капранов, подземный электрослесарь донецкой шахты им. Засядько, покорил всю страну эквилибром на стульях. Сегодня - о других увлечениях покорителей подземных недр.

За Высоцкого и «Битлз» снежнянец заплатил штраф

Так наказали радиолюбителя-горняка Анатолия Сульжука за первые его выходы в эфир, когда он для своих земляков из поселка Залесного и далеко за его пределы транслировал концерты Высоцкого, «Битлз». Это было в далеких семидесятых, когда, отслужив срочную, он возвратился домой в Снежное. Устроился на шахту, но увлечение свое не бросил, даже когда обзавелся семьей и детьми.

С детства любил мастерить приемники. В те го-ды казалось чудом выйти самостоятельно в эфир! Но как радиохулиганство, это наказывалось штрафами и конфискацией аппаратуры. Поймали «на ключе» и Анатолия, но не бросил любимое увлечение молодой гроз шахты «Ремовская» (позже он работал машинистом комбайна). Официально зарегистрировался, получив позывной US-2-IS. Первые буквы означают страну - Украина, «і» - код Донецкой области.

И до сих пор, как признался Анатолий Иванович, нет такого дня, чтобы он не включил трансивер - приемник-передатчик сигналов. Правда, это уже не доморощенный, сделанный своими руками, а «японец». Азбуку Морзе освоил, но к высокому мастерству не стремился. Поражается таланту дончанина Александра Тополя, победителя многих соревнований, который работает на такой скорости, что не всяк «прочтет», что он «щелкает» ключом.

Для Анатолия главное - связываться с единомышленниками со всего света. Даже космос «ловит» (переговоры космонавтов с Землей может слушать любой). Он до сих пор хранит открытки-подтверждения состоявшихся связей с радиолюбителями из Антарктиды и Японии, Африки, Америки. Не говоря уже о земляках и контактерах из стран СНГ. Счет идет на многие тысячи.Сейчас, правда, подтверждения не почтой получает, а через Интернет.

- У нас есть такое выражение - «замолчавший ключ», - делится Анатолий. - Это значит, что, скорее всего, радиолюбителя просто не стало, иначе бы он обязательно вышел в эфир…

Вот так «замолчал» ключ его армейского сослуживца из Кировограда, который через многие годы после увольнения в запас именно через радиолюбительство нашел Сульжука. Пообщаться удалось только год…

Анатолий Сульжук.

«Радиолюбительство - это увлечение, на которое человек «подсаживается» на всю жизнь», - уверяет Анатолий Сульжук.

Когда «Ремовская» была ликвидирована, Анатолий Иванович, заработавший там орден Трудовой Славы (еще он - кавалер знака «Шахтерская слава», сейчас - депутат Залесненского поссовета), вел кружок для малышни в местном ДК. Но современные средства связи забивают это увлечение.

- Возраст радиолюбителей начинается с «после пятидесяти», - подчеркнул Сульжук. - А самый пожилой в Снежном в конце года отметит 90-летие.

Сейчас в городе около двухсот радиолюбителей, которые проводят полевые соревнования. Хотя лиги и союзы практически развалились, в Красном Луче (соседний город Луганской области) дважды в год встречаются, обмениваются новостями, запасаются оборудованием и деталями приемников. Ближайшая такая встреча - в сентябре.

Как донецкий маркшейдер помогал Евро-2012 проводить

Родители Дмитрия Ищенко - пенсионеры-шахтеры. Неудивительно, что и он решил связать свою судьбу с этой мужественной профессией. Окончил Донецкий национальный технический университет по специальности «маркшейдерское дело». Работал на шахте им. Челюскинцев в Петровском районе столицы края, потом - в Угледаре на «Южнодонбасской» №1. Последние полтора года трудится маркшейдером на подземных работах на донецкой шахте им. Засядько. А в свободное время занимается… английским языком.

- Полюбил его еще во время учебы в общеобразовательной школе № 2 родного Угледара, - делится горняк. - У нас был класс с углубленным изучением английского. Мечтал поехать в турпоездку за рубеж, так что стал даже заниматься с репетитором. Тур по Европе сорвался, зато «подковка» пригодилась, когда узнал, что Донецку требуются волонтеры для того, чтобы встречать иностранных болельщиков во время Евро-2012.

Он зарегистрировал свою анкету через Интернет, потом прошел собеседование, во время которого довольно неплохо отвечал на английском на вопросы, заданные на этом же языке.

- В апреле узнал, что меня берут волонтером в фан-зону. Конечно, обрадовался. Большинство коллег, когда рассказал им об этом уже перед самым турниром, меня поддержали. Хотя нашлись и недовольные, думающие, что я буду отлынивать от дела, - признается Дмитрий.

Однако он отлынивать не привык. Взял две недели отпуска, еще неделю совмещал работу с дежурством в фан-зоне. Отработал смену - и в парк им. Щербакова. В нематчевые дни был там до девяти вечера, а когда проходили игры - до полуночи.

- Совсем не уставал, - уверяет Ищенко. - Там же отдыхающая обстановка, море позитива. Даже когда 15 июня, в день игры наших с французами, жахнул жуткий ливень, волонтеры и болельщики держались замечательно. Укрывшись под трибунами стадиона «Шахтер», скандировали: «Украина!». Плескались в реке, образовавшейся из-за дождя. Было весело. В волонтеры пошли в основном студенты. И я в свой 31 год почувствовал себя рядом с ними лет на десять моложе.

Уорнер и Дмитрий в фан-зоне  во время просмотра матча Португалия-Чехия.

Уорнер и Дмитрий в фан-зоне во время просмотра матча Португалия-Чехия.

Шахтер-волонтер отвечал на все вопросы, с которыми к нему обращались англоязычные гости (в основном их интересовало, как добраться до кемпинг-парка, «Донбасс Арены», к площади Ленина, где выходцы с туманного Альбиона облюбовали паб «Золотой лев»). Особенно плотно пообщался с Уорнером из Лондона, который рассказал, что работает в компьютерной компании, и уверял, что шахтерская столица куда чище, чем британская.

- В тот день, когда мы познакомились с Уорнером, как раз был первый четвертьфинал (21 июня, Португалия-Чехия), - рассказывает Дмитрий. - В фан-зону пришел мой товарищ, тоже маркшейдер подземных работ Александр Малашевский и его знакомый - главный технолог шахты им. Челюскинцев Роман Горджун. Вместе и бродили ночью по городу в компании англичанина. Заглянули в «Золотой лев», взяли виски. Там же Уорнер встретил соотечественников, живущих возле Ливерпуля… В общем, хорошо погуляли.

На память о чемпионате у Ищенко остались не только воспоминания, но и мяч Танго-2012, выигранный в одном из конкурсов в фан-зоне, бирюзовая волонтерская форма, сертификат, подтверждающий его участие в этом празднике.

Свои знания по английскому он продолжает оттачивать. Читает адаптированные книги на языке Байрона и Шекспира, смотрит фильмы без перевода. И строит планы на поездку в Европу в будущем году. Глядишь, в гости к Уорнеру заглянет. Тем более, что адресок имеется…

Мечты о шахтерском Монмартре

Заработать первые трудовые гроши нынешнему горняку из Шахтерска Николаю Коваленко помогли наследственные способности: первая запись в трудовой книжке гласит, что он был принят на работу в кинотеатр художником-шрифтовиком. Талант рисования передался от отца, профессионального художника. Это было на Днепропетровщине, откуда Николай переехал в Донбасс.

Здесь он окончил физкультурный техникум (специализировался на тяжелой атлетике), затем получил профессии машиниста подземных установок, гроза, проходчика, мастера-взрывника. Собственно, шахта была и есть кормильцем его семьи. А деток у супругов Коваленко аж пятеро. Правда, уже не мал мала меньше: старший сын на шахте «Виктория» работает. Николай Григорьевич, хотя и на пенсии, но всё еще в строю: трудится на шахте им. 17 партсъезда.

Каждая свободная минута посвящена увлечениям, которые приносят радость и ему, и окружающим.

- На гитаре играю, штангой и гирями занимаюсь (личный рекорд 64-летнего Коваленко-гиревика - 279 подъемов пудовой тяжести одной рукой, а на соревнованиях в легчайшем - до 56 кг - весе всегда был первым. - Прим. В.П.), рисую, - перечисляет горняк. - Хотя знаю многих, кто по профессии - художники, а к карандашу и кистям равнодушны...

Первый шаг в рисовании помог ему сделать отец: дал бумагу, тушь, плакатное перо и предложил написать лозунг к какому-то празднику (пригодилось, когда в кинотеатре афиши рисовал). А сейчас Николай пишет маслом пейзажи, натюрморты, портреты, библейские сюжеты. Мечтает освоить мастихин (специальный мастерок для нанесения краски на полотно), чтобы создавать объемные произведения.

Кабинеты местного исполкома, многих учреждений украшают его пейзажи. Особенно всех привлекает вид на шахту «Шахтерская-Глубокая»: за величавым яром белеют высоченные белые стволы - визитная карточка городка. А еще Николай освоил чеканку, графику, изготовление панно. Холл на той же «Глубокой» украшен его резьбой по дереву.

Николай Коваленко одинаково умело владеет гирей, штангой, кистью, резцом, киркой, управляет горной техникой, крепит выработку и играет на гитаре.

Николай Коваленко одинаково умело владеет гирей, штангой, кистью, резцом, киркой, управляет горной техникой, крепит выработку и играет на гитаре.

Двое детей - Сергей и Елена - пошли по его «живописным» стопам. Дочка вместе с отцом организовывала выставку картин, где и состоялась премьера ее работ. Есть у них мечта - обустроить в Шахтерске нечто вроде французского Монмартра или донецкого бульвара Пушкина. Этакое «место встречи» для художников, чтобы они могли выставлять на радость окружающим свои работы, писать портреты земляков.


Подготовили Валентина Постнова и Андрей Кривцун.
Читайте также: