Александр Македонский из Часов Яра воюет кистью
Тезка знаменитого полководца имеет такой же боевой нрав. А еще - великий талант браться за неудобные социальные темы и воссоздавать их в виде картин, продирающих до кости. В этом году он, не имеющий высшего художественного образования, стал членом Национального союза художников Украины. «Я знаю такие техники, которым никакой институт не научит! А главный секрет - рисовать нужно не рукой, а душой», - уверяет часовоярский Александр Македонский, которому 3 сентября исполняется 55 лет.
Обойные баталии
Горьких пилюль судьба насовала ему полный рот еще в детстве.
- Я родился в Харцызске, и мое предназначение было - спасти маму, - рассказывает Александр Николаевич. - Когда на свет появилась моя старшая сестра, у мамы случился частичный паралич левой части тела. Врачи говорили, что он может пройти при повторных родах. К сожалению, этого не случилось.
Сестра вскоре умерла, а Вера Ивановна с маленьким сыном перебралась в Бобрынец Кировоградской области, ближе к родне.
- Мама, которая сама была инвалидом, не могла за мной как должно присматривать. Поэтому я оказался в школе-интернате, - продолжает Македонский. - На выходные приходил к ней, дедушке и бабушке. Отец к тому времени вновь перебрался в Донбасс и... забыл про нас. Сошелся в Часов Яре с женщиной, жили гражданским браком.
Саше было 13, когда мамы не стало. Что помогло выдержать все эти удары? Наверное, характер, который у него с детства был под стать тезке-полководцу. И рисование, которым увлекся лет с шести.
- В школе на всех выставках брал первые места, - уверяет Александр Николаевич. - Хотя и попадало порой за мои художества. Я был очень балованный, с этаким живчиком внутри. Как-то меня и друга Витю наказали за очередную проказу. Все пошли смотреть фильм «Щит и меч», а нас закрыли в одной из комнат. Мы, впрочем, не очень расстроились. Расстелили на полу рулоны обоев, которые там лежали, и изрисовали их вдоль и поперек. Целые эпические полотна получились: танки, пикирующие самолеты. Когда воспитатели пришли, мы, понимая, что сейчас нам влетит, закрылись в умывальной комнате. И держались, что матросы на тонущем крейсере. Потом, конечно, сдались, отхватили «дивидендов». Но тягу к рисованию у меня не отбили.
Рассмотрела талант в «бродяжке»
Рисовать он продолжал и в армии, куда ушел со второго курса общетехнического факультета Кировоградского института сельхозмашиностроения. На проводах впервые после долгой разлуки увидел отца.
- Служил в Ивановской дивизии в ракетных войсках стратегического назначения (Московская область). Попал в регламентный взвод, обслуживающий разные объекты, - продолжает Македонский. - Руку набил там на наглядной агитации - будь здоров! И ленинскую комнату с нуля оформлял, и столовую облагораживал, и на стене гигантского ангара вертолет рисовал почти в натуральную величину, описывая систему смазки.
После армии он поступил в Кировограде в студию рисования и живописи. Продолжил учебу на вечернем отделении института, работал художником-оформителем на заводе «Красная звезда». Мечтал постигнуть секреты мастерства в Киеве, для чего даже брал частные уроки у скульптора. Но шансов поступить в тамошний художественный вуз у него не было.
- Конкурс в 40 человек на место, очередь расписана на несколько лет вперед - дети и внуки академиков, художников, народных, «хороводных», - машет Македонский рукой.
Максимум, на что решился, - художественно-промышленный техникум в Киеве. Договорился с преподавателем, что будет ходить вместе с четвертым курсом. Вот только путь в столицу был неблизок. Жил Александр у друга, которого распределили в село Дидовщина Фастовского района. А потом ему выделили хибару на краю села. Каждый день он добирался первым автобусом до Фастова, оттуда электричкой - в Киев. Выматывался жутко, тем более, что еще и зарабатывать надо было.
- Договорился оформлять музей сельской школы. Почти всё, что получал, уходило на проезд, краски, кисти. В день бывало съедал от силы два пирожка, - вспоминает он. - Зимой бревно засуну в печь, оно тлеет. Накроюсь чем-то, передрожу. А утром - опять в Киев... Когда познакомился с будущей женой, жившей в том же селе, выглядел как бродяжка. Но Света во мне что-то рассмотрела. Стали встречаться, она меня домашненьким подкармливала. Потеплело и в желудке, и на душе...
Вскоре он поступил на работу в фастовский быткомбинат на должность художника-оформителя. Параллельно ездил на электричке в глубинку - облагораживал села. Хороших художников там не было, а деньги имелись. Так что за него хватались двумя руками. То музей где-то сделает, то парикмахерскую, то стенд с соцобязательствами изваяет - хоть на выставку отправляй... А потом случился взрыв на ЧАЭС. Македонский, от греха подальше, отправил жену с сыном Филиппом в ее родную Архангельщину. Сам списался с отцом, и тот, схоронивший гражданскую супругу, позвал его с семьей к себе. Так в феврале 87-го Александр Николаевич и оказался в Часов Яре, где его талант художника расцвел с новой силой.
«Пусть и другие видят!»
- Картины у меня пошли далеко не сразу, - делится он. - Сперва долгое время занимался дизайном, потом «челночил», став одним из первых частных предпринимателей Часов Яра. В 90-х почти не писал, да и в начале нового века - тоже. А вот лет шесть назад - прорвало. Причем «аукнулся» Киев. Сын учился в тамошнем политехе, и были у него проблемы с преподавателем теоретической механики. Мужчина жесткий, академик... Как его пронять? И я решил написать портрет этого научного мужа. По фотографии. Судя по тому, что у сына всё наладилось, - картина понравилась. А меня словно накрыла вторая творческая волна.
Он начал выставляться. Сперва на местном уровне, потом - на региональном. Вступил в творческое объединение художников и мастеров. А вскоре «взял» Киев. Картины Македонского подкупают искренностью. В них не лютики-цветочки и дежурные виды терриконов, а социальная незащищенность, момент выживания, ломка.
- У меня сердце кровью обливается, когда вижу, как нормальные в прошлом люди становятся нищими, как рушатся культурные традиции, фактически гибнет славянский народ, - поясняет неожиданное направление творчества мастер. - Не хочу стыдливо закрывать на это глаза. Пусть и другие видят!
Знаковой для себя работой он называет картину «Генерал мусорных баков», которая первой из его творений вышла на всеукраинский простор. На ней изображен бомж с котомкой за плечами на фоне часовоярских пятиэтажек и пустых мусорных баков. На лице - такие боль и безнадежность, что по телу бегут мурашки. А болтающийся на шее «генеральский крест» лишь усиливает контраст.
- Это - словно другое измерение, - качает головой Македонский. - Я не помню такого в советское время, и мне больно, что это стало возможным теперь. Бомж, кстати, не выдуманный персонаж. Это житель Часов Яра, который в прошлом трудился сварщиком. Потом жизнь покатилась под уклон: запил, потерял работу, семью, стал рыться в баках. Но в то же время старался следить за собой: был всегда чисто одет, ядрено взбрызнут одеколоном. Это проблема - пережить такой запах, когда с ним общаешься. Я предложил ему подзаработать и зарисовывал в три сеанса. Результатом оба остались довольны.
Еще одна продирающая картина - «Человек без крыши», где на фоне спешащей по своим делам пестрой толпы изображен неприкаянный мужик.
- А вот это уже - собирательный образ, - рассказывает автор. - Есть удачники и неудачники. И последние - будто люди без крыши, чужие в этом мире. Вроде и способный, и нормальный, а движения вперед нет. Человек становится психически неуравновешен, начинает «взрываться». Момент внутреннего взрыва, когда всё достало, здесь и изображен.
Сейчас Александр Николаевич, чьи картины можно увидеть в Часов Яре, Артемовске, Донецке, Днепропетровске, Киеве, а еще - частных коллекциях в Австралии, США и Европе, работает над полотном с условным названием «Говорящая рыба». Позировали ему молодые ребята, которые разбирают на окраинах брошенные дома...
- Есть задумка съездить в Македонию, чтобы набраться там впечатлений и написать полотно о великом тезке, - поделился он на прощание. - Между нами существует некая связь: внутри меня постоянно идет воинственный протест - несогласие с существующей действительностью, не пассивное созерцание. Чувствую себя не таким, как остальные, привык быть первым. Так что цели ставлю соответствующие. В том числе - выставку в Париже, считающемся одним из культурных центров планеты.
...Подтверждая постулат, что талантливый человек талантлив во всём, Александр Македонский еще и стихи пишет. Тексты некоторых довольно жестковаты, потому что имеют социальную направленность. Но есть и теплые, светлые, добрые, мудрые. А строки «И летит судьба навстречу фиолетовой картечью», словно вырваны из его жизни...
Встречи с Кобзоном
Среди множества портретов, написанных юбиляром, особо выделяется один. В 2009-м он изобразил своего знаменитого земляка Иосифа Кобзона.
- Я писал его, естественно, не с натуры. Мне в мэрии дали диск с его фото и видео. На базе этого и создал портрет, - рассказывает Македонский. - Изобразил певца по пояс, с цветами, которые, по задумке, он только что принял от благодарных земляков. Вручали картину я, директор огнеупорного комбината, мэры Часов Яра и Артемовска. Это было на стадионе в Часов Яре, где выступал Иосиф Давыдович. Причем начальство шло немного впереди, а я чуть отстал. Так меня охрана и прихватила... Потом, правда, вызволили. За сценой была палатка - для отдыха, переодевания. Оттуда и вышел к нам Кобзон. Нормальный мужик, без звездных закидонов. Пожал руку, поблагодарил. В 2010-м опять встретились - он был председателем жюри международного конкурса юных звезд, проходившего на его родине. Тот состоялся в ДК, а я в фойе организовал выставку. Народный артист нашел время для того, чтобы осмотреть ее и сказать добрые слова.
Андрей Кривцун.