Донецкая святыня становится расписной
В Спасо-Преображенском кафедральном соборе мастера закончили роспись одного из куполов
Сейчас церковь больше напоминает строительную площадку с выставленными повсеместно «лесами». Над преображением собора трудятся мастера из Санкт-Петербурга и Киева. Их задача - сделать неповторимый, оригинальный рисунок. Раньше прихожане видели над собой только невзрачный потолок, теперь же над ними будет парить Христос Спаситель, его лик уже полностью завершен.
- В основном сюжеты, изображенные здесь, - авторские, - говорит бригадир художественного коллектива Иван Мельничук. - Неизменными остались только канонизированные образы. В дальнейшем на задней стене появится лик Божьей матери. Внизу будут изображены больные и просящие помощи люди, чуть выше - окружающие ее ангелы. Изображение плавно перейдет со стены на потолок, создавая ощущение вездесущности святой.
Столкнулись художники и со сложностями: высота, на которой им пришлось работать, - 37 метров, и она стала самой большой в их практике. Конкретных сроков сдачи объекта перед ними не ставили, главная задача - сделать всё качественно. Но при хорошем раскладе, надеется Иван Ананьевич, закончат всё за два года. На это время работа церкви приостанавливаться не будет.
- Сейчас над образами трудятся пятнадцать человек, все они имеют опыт росписи крупных украинских и российских храмов, - рассказал он. - А вот в Донецкой области писать еще не приходилось. Все они - отличные специалисты. Тут важно не только уметь хорошо рисовать, но и чувствовать фреску, эмоционально отдаваться работе. Я считаю, что каждый, кто трудится над украшением святынь, благословлен Богом.
Сами художники тоже уверены, что всякий святой должен быть прописан с особой любовью и вниманием, тогда они не будут казаться безликими, а, наоборот, как будто оживут в глазах прихожан.
В процессе росписи используется много сусального золота, его нанесение - очень кропотливый процесс. Специалисты ни на секунду не отвлекаются от перенесения маленьких золотых квадратиков на стену и лишь вскользь рассказывают, чем занимаются. Говорят, с ними нужно обращаться крайне осторожно: от малейшего колыхания воздуха листки мнутся и сворачиваются, повредить их может даже пылинка.
Александр Зеленский - художник-орнаментщик, на уже высохшее сусальное золото он наносит узоры. Но прежде чем использовать цветные краски, накладывается контурный трафарет с помощью техники припороха.
- В прошлом я художник-оформитель, но в духовную направленность меня занесло еще в восьмидесятые, - вспоминает он. - Сейчас на моем счету - почти сорок церквей. Я участвовал в оформлении Киево-Печерской и Почаевской лавры. Часто узоры приходится придумывать самостоятельно, но этот - канонизированный, взятый из старинных церквей.
Академический вид росписи выбрали из-за позолоченного иконостаса в стиле барокко. Как объяснил иерей Алексей Быстров, выбор митрополита Илариона пал на этих мастеров неспроста. Решающим аргументом стало наличие опыта работы в известных храмах и монастырях.
- После завершения работ собор станет настоящим украшением города и региона! - уверен священник.
На время росписи богослужения решили не прекращать - в субботу и воскресенье они проводятся в верхнем храме, и в это время у художников есть возможность отдохнуть. В нижнем храме преподобного Сергия Радонежского службы проходят в будние дни, кроме четверга. Это поможет верующим почувствовать себя причастными к процессу создания нового облика церкви.
Марина Самара. Фото Ольги Кононенко.