В Божковке вырос талант, который на малой родине не нужен

Пока баянист Андрей Светов играет в основном дома.

И многим сельчанам, кроме домашнего хозяйства, заняться здесь нечем

Музейщики  и краеведы располагают лишь скудной информацией о том, что в XIX веке подданному российской короны Божку император пожаловал за заслуги  2000 десятин земли на территории войска Донского. Они простирались от сегодняшнего Ханжонково до реки Булавин. Примерно посредине больших владений на хуторе Желанный и обосновался свежеиспечённый помещик. В 1887 году там уже было 10 дворов, переселенцы продолжали прибывать, но их местом жительства считалось уже село Божковка, к которому намертво прилепилось имя хозяина земель. Как оно живёт сегодня?

Село лишилось школы и детсада

Перемены здесь аж кричат. Из 299 нынешних домов четверть разрушены. Из 680 зарегистрированных жителей многие, махнув рукой на чистый воздух, хороший ставок и огороды, давно живут где-то поближе к работе и учёбе. А здесь из всех бойких мест остался только магазин. Такое себе классическое сельпо, где у входа встречают оцинкованные корыта, а на прилавках и витринах - все основные продукты и товары в ассортименте.

- За хлебушком каждый к нам идёт, - говорит продавец Валентина Чуприна. - А бабушкам и дедушкам, которые плохо передвигаются, два раза в неделю развозим продукты по домам.

Других мест коллективного посещения не осталось: клуб, медпункт, детсад давно закрыты. В 2011 году «сдали» школу. Мы общаемся с депутатом трёх созывов Юнокоммунаровского горсовета от божковчан, последним директором школы, а ныне её сторожем Аллой Овчаренко. Сейчас это помещение, где 80 лет учились дети, сохраняют как единственное административное здание хотя бы для проведения выборов. И, если жители выпросят, возможно, в нём откроют комнату школьника для кружковых занятий. Что-то вроде заросшего и вконец замусоренного парка, ржавые останки детской площадки и футбольных ворот - это всё, на что пока способны рассчитывать ребятишки на краю географии.

- Материально-техническая база школы давно уже проигрывала, а в последние годы мы стали всерьёз переживать о качестве обучения. Классы малокомплектные, на одного ребёнка приходилось пять-семь часов в неделю, поэтому учителей у нас не было, предметы не вычитывали. Ту же литературу давали на самостоятельное изучение. Страдали все, поэтому закрытие школы стало осознанной необходимостью, - рассказывает Алла Владимировна. - Детей теперь возят на уроки в Юнокоммунаровск в большую школу.

Водитель Александр Новиков и сам любит испить водицы из криницы,  и других угощает.

Водитель Александр Новиков и сам любит испить водицы из криницы,  и других угощает.

Кринице нужен уход

Но после уроков - домой. В село ведёт вполне приличная дорога. Асфальт положили на средства, полученные целевым назначением из Киева, однако её ни один горсовет не взял на баланс, поэтому, если потребуется ремонт, неясно, кто будет латать ямы. Когда общественный транспорт стал частным, водители автобусов в Божковку отказывались ехать: все пассажиры - льготники, и им приходилось работать даром. Чтобы не остаться без колёс, жители даже подписали обещание оплачивать проезд. А вообще люди, которые возили меня в село, называли его затерянным миром. И примет тому, к сожалению, хватает.

Большинство жителей связаны с шахтами, откуда получают бытовой уголь, поэтому они о дорогущей газификации речь даже не ведут. До лета прошлого года три местные улицы обслуживал Шахтёрский РЭС. Большое расстояние, неродное административное подчинение превращали любую аварию на электросетях в многосуточную проблему. Но потом мэру Юнокоммунаровска Александру Роленко вместе с покойным мэром Енакиева Сергеем Рухадзе не без труда удалось перевести забытый Богом край под покровительство местного РЭС. И теперь, говорят, положение изменилось к лучшему.

Но наружного освещения нет, водоснабжение отсутствует. Все довольствуются колодцами и в редких случаях скважинами. Зато здесь под могучими ивами есть криница, за водой к которой едут даже горожане. Территорию вокруг раскатали колёса машин до грязи и всё вокруг забросали мусором. Это притягательное место, вздыхают власти Юнокоммунаровска, хорошо бы облагородить, но работы эти недешёвые, денег нет, а мусора - сколько угодно. Когда-то планировали его вывозить, но жители от услуги отказались наотрез: дескать, у каждого для этих целей есть свой овраг.

Артист помогает маме

Так и живут. На месте работы никакой, перспектив и досуга у молодёжи - тоже. И тем более удивительно, как тут уродился талант со сценической фамилией Андрей Светов. Он из простой рабочей семьи, где отец-самоучка всю жизнь от души играл для людей на баяне. Паренёк тоже потянулся к инструменту и даже успешно окончил музыкальную школу. Но отец, во-первых, считал, что для мужчины - это не профессия, а во-вторых, чтобы играть на приличном истинно народном инструменте - баяне, на него надо собирать деньги всем миром. Призвание пересилило житейские доводы взрослых, и Андрей блестяще отучился в Харьковском университете искусств им. Котляревского.

С международных конкурсов в Польше, Германии, Львове баянист возвращался победителем. С народным ансамблем танца Харьковской академии культуры в составе инструментальной группы гастролировал в Испании. Написал несколько серьёзных статей для музыкальных монографий. Уже состоявшимся артистом, прибыв домой триумфатором,  Андрей Светов, о чём писал «Донбасс», дал в родной «музыкалке» сольный концерт. Тогдашний мэр Юнокоммунаровска Анатолий Орёл вручил ему грамоту за творческий поиск, яркое выступление и значительный вклад в развитие музыкальной культуры Украины. В общем-то, этим признание баяниста на малой родине и ограничилось.

В Харькове по месту работы в педуниверситете им. Сковороды у Светова часов немного. Поэтому, помогая маме по хозяйству, он больше привязан к Божковке. Рад бы работать учителем, привозить вместе с воспитанниками награды с конкурсов, но, увы. Его талант не востребован. Бывает, правда, приглашают выступить в УТОСе или библиотеке, но это, конечно, не те залы и аудитории, о которых мечтал. Но не играть он не может и не имеет права: недельку не возьмёт в руки инструмент, и это мгновенно чувствуется. Поэтому его роскошный концертный пятирядный многотембровый баян «Юпитер», на котором можно исполнять фортепианную, камерную, скрипичную, народную музыку, всегда рядом.

Могилам кланяются и консул,  и президент

Смотритель Божковского кладбища Виктор Омельянчук с особым вниманием относится к могилам близким президента Украины.

Смотритель Божковского кладбища Виктор Омельянчук с особым вниманием относится к могилам близким президента Украины.

Даже в годы воинствующего атеизма село не утратило своего названия, и  перед войной ещё существовал Божковский сельсовет. Лишь в 1964 году Донецкий облисполком переименовал этот населённый пункт в посёлок Дружный. Возможно, в бумагах он так и фигурирует, но народ верен традициям. Хотя, если посмотреть, чем уж так отличился этот латифундист, если даже имя его неизвестно?! Но бывает людская молва надёжнее знаковой метки в истории.

Тем более, что после его смерти землями распоряжались вдова и наследники. С началом строительства Енакиевского металлургического завода Русско-Бельгийское акционерное общество приобрело у них участок под кладбище. Теперь оно, не считая старообрядческого, самое старое на территории города. Об этом свидетельствует крупная вывеска «Божковское» и дата - 1895 год при въезде на него. Останки 10 кирпичных склепов недавно пришлось убрать. Зато могилы поляков с надгробиями и крестами сохранились в таком хорошем состоянии, что, увидев их, консул Польши выразил енакиевцам свою благодарность. Памятник воинам Первой мировой войны венчает, пожалуй, интернациональное захоронение, где могут быть погребены солдаты противоборствующих сторон, умершие в большом госпитале с 1914 по 1918 годы. И, как уверяют специалисты, в Донбассе подобных братских могил той поры больше не сохранилось.

Впрочем, и часовня св. Равноапостольной княгини Ольги стоит на родном дореволюционном фундаменте. Когда её освящали в 2004 году, съехалось 40 батюшек со всей Украины, да и католики здесь часто бывают. А главное для смотрителя кладбища Виктора Омельянчука - сюда наведывается президент страны. Именно на Божковском кладбище похоронены мать Виктора Януковича Ольга Семёновна и его младший брат. Похоже, именно это обстоятельство дало погосту, где за всю историю похоронили не менее 40 тысяч человек, новую жизнь. Молоденькие сосны, каштаны, берёзы, ухоженные аллеи - обычная картина.

В начале XX века наследники помещика  также продали земли под строительство рудника Бунге. Позднее он стал крупной шахтой «Юный коммунар», а та уже дала название городу-спутнику Енакиева, к которому административно относится село.


Ирина Коженцова. Фото автора.
Читайте также: