В Клещеевке спасаются молоком, рыбалкой и бисером
С первых шагов на клещеевской земле тебя сразу сбивает с ног: сначала горячий воздушный поток от набирающей скорость электрички, потом - совершенно невероятный коктейль полевых запахов - от терпкой пижмы до нежнейшей ромашки.Такое уж это яркое и ароматное село в Артёмовском районе! Здесь в восстановленном храме молится несколько местных прихожан, зато по выходным выстраивается очередь из приезжих страждущих. Одни, как корреспондент «Донбасса», отправляются сюда поработать, другие сбегают отдохнуть от суеты.
Манят «общие» вкусности и толстолобы с карасями
Если бы три века назад я могла как-то влиять на формирование топонимов этой местности, непременно предложила бы назвать Клещеевку по-другому: слишком много чести этому вездесущему вредному насекомому! Тем более, особого нашествия клещей здесь и не наблюдается - по словам жителей, чаще встречаются разные гады ползучие. Эх, лучше бы назвали село Вишнёвкой или Абрикосовкой! Или, на крайний случай, Малиновкой - глядишь, и свадеб стало бы больше! Потому что земля здесь очень благодатная: кажется, что растёт тут всё и всегда!
Прогуливаясь по улицам села, невозможно удержаться, руки сами тянутся к «общим» вкусностям, которые растут на каждом шагу: чернильной шелковице, налитым солнцем вишням, прозрачным крыжовничкам с тоненькими прожилками, ранним абрикосам (на улице июнь, а уже можно урожай собирать!). И совсем не хочется думать о последствиях вкушения немытых ягод и фруктов: врачи точно предупреждают не об этих райских кущах!
- Здесь у нас хорошо, есть на что посмотреть! И земля, действительно, богатая! Работать на ней трудно, но, как говорится, где родился, там и пригодился. Трудимся потихоньку, селу помогаем как можем, - объясняет единственный на всю округу фермер Игорь Кармазин, которого удалось застать в разгар полевых работ дома только во время обеденного перерыва.
Это он, конечно, скромничает, сельчане говорят о молодом предпринимателе с благодарностью: и для детворы местной много делает, и старикам помогает. Говорят, характер у него что надо, пробивной: в конце 90-х с десяток фермеров с ним начинали, а выстоял он один. Многие разъехались на заработки, возвращаться в родное село не собираются.
А вот кто в село активно съезжается, так это артёмовские дачники и рыбаки: ехать - всего семь минут на электричке, в дачные домики проводят свет, во дворе выкапывают удобную скважину для воды, а в местном пруду за умеренную плату рыбаков ждут амуры, толстолобики, караси и окуни. Здесь каждый мальчишка, бегущий с удочкой по улице, расплывается в улыбке и раскидывает руки, вспоминая свой самый удачный улов!
Алла Кривая на дневную дойку своей Рябины старается не опаздывать: корова с норовом, может обидеться!
От школы и детского сада остались руины
Отдыхать в Клещеевке сейчас лучше, чем жить. Так считают те, кто помнит село, в котором была добротная школа и новый двухэтажный детский сад. А ещё клуб, растениеводческая бригада, цех по очистке семян и многое другое.
- Мы с мужем - городские. Он из Артёмовска, я из Дзержинска. В село приехали, потому что перспективное было, стремительно развивалось. Дом построили, старший сын ходил в старый детский сад, а младший уже пошёл в новенький, двухэтажный. Процветали! А сейчас выживаем. Раньше в совхозе больше ста человек из села работали, сейчас - всего шестеро в ООО «Красносельское» числится. Но вертимся, мы хоть и на пенсии, две коровы держим. Ещё две семья старшего сына взяла в совхозе в счёт зарплаты. Они - наши кормилицы! - рассказывает местная жительница Вера Кривая.
Таких кормилиц в селе двадцать пять, на дневную дойку к ним спешат хозяйки со всей Клещеевки: и юные девчушки на велосипедах, и бабушки с табуретками под мышкой. Их Зорьки и Белочки призывно мычат о готовности отдать своё молоко клещеевским ребятишкам.
- У нас в селе 68 детей, за этот год родилось двое малышей. А учиться отправляем в село Красное на «Школьном автобусе». Туда же возят и дошколят. А сейчас - беда: во время каникул автобус не курсирует, поэтому, что делать с детьми, не знаем! - с отчаянием в голосе говорит мама двух дочек Оксана Дмитриева, которая работает фельдшером в местном ФАПе.
С утра она взяла младшую с собой на вызов (бабушке укол от давления сделать нужно было), возвращались домой по самому пеклу, ребёнок очень устал. Такие каникулы детворе не по вкусу.
- Мы очень скучаем по детскому саду! Я недавно диплом получила «Лучшая певица», очень хочется к подружкам, - жалуется София, которую всё время перебивает трёхлетняя Маша.
А от клуба и детского сада, об открытии которого вспоминала Вера Станиславовна, остались одни кирпичи: когда «консервировали», обещали временно. Оказалось - безвозвратно. В части дореволюционного ещё здания, оставшегося от школы-восьмилетки, теперь социальный центр: ФАП, библиотека, Дом, вернее, комната культуры, почта.
- Была аптека, теперь закрыли, говорят: на цитрамонах и раунатинах, которые пенсионеры покупают, выручки не сделаешь! Из детских прививок - только Манту, все сроки вакцинации давно сорваны… Так что болеть нам просто нельзя, - уверена фельдшер.
Душу лечат кто как может
Оксана Дмитриева в свободное от медицины время вышивает бисером иконы. Говорит - душа требует. А она на каждую работу просит благословения у батюшки. Иногда у артёмовского священника, иногда - у настоятеля местного Свято-Покровского храма. Церковь, построенная в 1841 году, в советское время по ходатайству директора школы (она располагалась на той же улице и мешала воспитывать поколение атеистов) стала просто складом. И только в 1992 году местные жители добились того, чтобы зданию вернули первоначальное предназначение.
- Сейчас на службу в храм ходят всего несколько местных жителей. Он открыт для всех, но идти туда, к сожалению, не очень спешат, - признаётся монах Анатолий (Гармаш), который является настоятелем храма уже 15 лет.
Отец Анатолий строг и требователен, поэтому мнения о нём в селе противоречивые: кто-то зовёт его на крещение и венчание, а кто-то из-за крутого нрава настоятеля и носа в храм не кажет, предпочитая на церковные праздники ездить в город.
Приезжий люд, наоборот, часто наведывается: многие считают, что особые молитвы этого священника помогают исцелиться от тяжёлых болезней. Поговаривают, что зрелище избавления от грехов не для слабонервных: во время «вычитки» некоторые люди ведут себя очень странно, кричат и падают в обморок. «Сарафанное радио» приводит в клещеевский храм всё новых и новых жаждущих исцеления. Денег монах не требует, но один предприниматель из Горловки в благодарность недавно выделил 100 тысяч гривен на ремонт храма. За эти деньги удалось отреставрировать фасад церкви.
- Я лечу душу, и каждому воздаётся по вере его, - кратко поясняет священник.
Без поддержки паствы храму, конечно, выживать трудно. Понимают абсурдность ситуации и сами жители. Недавно решили активисты пригласить отца Анатолия в библиотеку, чтобы он поговорил с детьми: может быть, их чистые души будут более восприимчивы к слову. А потом хотят устроить просмотр добрых старых мультиков - монах говорит, что не против!
Оксане Дмитриевой создавать настроение для вышивания иконы бисером помогают дочки Маша и София.
И шторы пошили, и мультимедийный проектор поставили
Начальник отдела культуры Артёмовского района Александр КУЧЕР:
- В Клещеевке не сидят сложа руки: для улучшения материальной базы участвуют во всех программах и борются за различные гранты. И результаты налицо: в концертном зале сделан ремонт, пошили красивые шторы и кулисы, купили музыкально-усилительную аппаратуру, теперь на дискотеки бегут парни и девушки даже из соседней Курдюмовки. А недавно по областному гранту Елена Задорожная (директор Дома культуры в здании социального центра - Прим. Е.Г.) получила ноутбук и мультимедийный проектор. Не сомневаюсь, что с её креативом он простаивать не будет! Здесь же всегда культурная жизнь кипит: и самодеятельность, и спонтанные идеи для развлечения сельчан. Этой зимой, например, в Клещеевке устроили конкурс на красоты снеговиков! Насколько я знаю, в ближайших планах тренажёрный зал для молодёжи. И вот увидите - получится!
Елизавета Гончарова. Фото автора.