Евгений Мартынов в Артёмовске занимался с девушками гуманной педагогикой
Завтра Евгению Мартынову исполнилось бы 65. В Артёмовске, где в старинном здании музыкальной школы он учился нотам, почувствовал жажду сочинительства, будучи ещё студентом училища, и услышал первые аплодисменты, предварившие головокружительный успех по всей огромной стране, своего земляка не забывают. Его отчий дом помнит всё. И грустит о том, что не успело сбыться…
Корреспондент «Донбасса» пообщалась с братом композитора, работниками Артёмовского музыкального училища и земляками, которым довелось повстречать на своём жизненном пути этого талантливого человека.
Предпочёл музыку поэзии и футболу
Сознательное детство будущего композитора отзвенело на артёмовской улице Куйбышева: семья с пятилетним сыном приехала из Волгоградской области на родину отца, пришедшего с войны инвалидом. Женя ходил в среднюю школу №7, а в 11 лет получил небывалый и долгожданный подарок - немецкий аккордеон. В семье музыку уважали (отец хоть и был музыкантом-самоучкой, но работал в школе учителем пения) и поэтому творческие стремления Евгения, а потом и младшего Юрия - поощряли.
Несмотря на разнообразные увлечения - литература, рисование и даже футбол, - делом своей жизни Евгений определил музыку. Образование Жени началось с этого аккордеона, продолжилось кларнетом и фортепиано. Почти сразу всем стало ясно: речь идёт не об увлечении, а о настоящем таланте!
- Мы в один год окончили музыкальную школу и одновременно поступили в училище. Я - пианист, а он - духовик. Встречались только на общих интереснейших воспитательных мероприятиях, которые часто организовывал для обеих групп классный руководитель духовиков Иван Семёнович Лаврик - человек удивительной судьбы, прошедший концлагерь, но сохранивший необычайное чувство юмора. А Женин силуэт я помню в коридорах училища: духовики часто репетируют возле окошек между парами. Но на четвёртом курсе на академическом концерте он поразил всех: исполнил романс для кларнета собственного сочинения, чего никто не делал! Уже потом, в армии, по радио я услышал его знаменитую «Балладу о матери» и понял, что знаю её автора, - вспоминает артёмовский журналист Виктор Титов, однокурсник Евгения Мартынова.
Ставить отметки не хотел
В студенческие годы Евгений не только учился, но и учил. Об удивительной «мартыновской» методике рассказала его выросшая юная ученица, ветеран педагогического труда Татьяна Кирьякова:
- Аккордеон мне купили в конце 1965 года. Тогда в нашем доме, по рекомендации завуча музыкального училища Вячеслава Паржицкого, и появился симпатичный парень - студент выпускного курса Евгений Мартынов. Его методика обучения на музыкальном инструменте строилась на доверии, интересе, сотрудничестве. Ни диктата, ни авторитаризма. Никаких отметок в дневнике - только интересные домашние задания. Приём гуманной педагогики, о которой тогда мало кто слышал.
В недельном расписании маленькой ученицы было два урока. Во вторник - черновой, рабочий. А в воскресенье - открытый для всех, кто находился в доме.
- Я выступала первой. За мной - сестра Лариса (она играла на пианино) и, наконец, Женя. Его сольные концерты длились около часа. Когда он исполнял мелодии популярных песен, которые мы слышали по радио и в кино, сестра подыгрывала на фортепиано, а мы, зрители, пели. Наш учитель виртуозно играл на многих музыкальных инструментах, - говорит Татьяна Григорьевна.
Так прошло полгода. В мае Татьяна сдала экзамен в музыкальную школу, сразу в третий класс, а её учитель, с отличием окончив училище, поступил в Киевскую консерваторию.
Мы все родом из центра земли
Так на мой вопрос об отношении к малой родине ответил брат композитора Юрий Мартынов. Он рассказал, что они с Евгением после гастролей спешили сюда - здесь ждали самые дорогие люди. Этот щемящий, совсем не бравурный патриотизм, который слышится в мелодиях обоих братьев-композиторов, он тоже родом из тихих улочек и тенистых аллей парка, где по выходным до сих пор звучит духовой оркестр.
- Здесь похоронен отец, здесь мама ждала нас, выглядывая в окошко. Поэтому и сейчас я частый гость в Артёмовске, - признаётся Юрий Мартынов.
Он приехал в родной город как член жюри фестиваля «Песня пусть продолжается», который проходит на сцене музыкального училища уже в шестой раз. Сюда съезжаются исполнители со всей области, чтобы ещё раз прикоснуться к творчеству Евгения Мартынова. Путёвки в большую музыкальную жизнь получили на этом фестивале десятки талантливых музыкантов, которые сейчас выступают на сценах Донецка, Киева, Москвы. Возможность принять участие в международном фестивале «Открытая Европа» в Москве в этом году предоставилась дуэту студентов Артёмовского музыкального училища в составе Маргариты Спички и Алексея Филатова с песней Юрия Мартынова «На горе - на горушке», получившему приз зрительских симпатий.
Кроме авторских песен братьев Мартыновых, на празднике музыки исполняют произведения, которые были посвящены трагически ушедшему в возрасте 42 года Евгению: таких у земляков-композиторов тоже достаточно.
- У меня четыре произведения, на создание которых вдохновило его творчество. Две песни - «Золотой Орфей» и «Посвящение» - стали лауреатами международных конкурсов. А впервые они прозвучали именно на фестивале памяти Евгения Мартынова, - рассказывает композитор Татьяна Яловая.
Земляки хранят галстук и пианино
В музейной комнате Артёмовского музыкального училища имени Ивана Карабица много лет заботливыми руками Ларисы Зиноватной собирается уникальная экспозиция, посвящённая Евгению.
Преподаватели сохранили написанные от руки ноты его первых музыкальных сочинений и дипломную работу, с которой он заканчивал обучение в училище. Особое место занимают личные вещи - галстук, сувениры, привезенные с заграничных гастролей, и даже фортепиано, на котором братья Мартыновы занимались дома. Пластинки, сборники текстов, афиши - всё, что сопровождало головокружительный взлёт Евгения Мартынова в 70-х годах, здесь занимает своё почётное место. Экспонатов даже больше, чем в краеведческом музее, где тоже есть стенд о знаменитом земляке.
- Очень хочется, чтобы память о брате была не просто «дежурной» и как бы окаменевшей. Пусть чаще звучат его песни, особенно в городе детства, - говорит Юрий Мартынов.
Эвелина укатила в Испанию
О пылкой влюблённости Евгения в киевскую красавицу Эвелину Старенченко ходят легенды. Юрий, например, часто рассказывает о том, как ради каприза невесты брат скупил все плюшевые игрушки в феодосийском магазине, а потом всё это богатство пришлось грузить в поезд. В год, когда Евгения Мартынова приняли в Союз композиторов, у пары родился сын, которого отец назвал в честь своих кумиров - Рахманинова и Есенина. «Серёжка - это моя лучшая песня! Самая вдохновенная из всех, сотворённых мной...» - признавался Мартынов.
Семью не смогли разрушить ни бытовые проблемы, ни толпы поклонниц, атаковавших кумира, но последние годы гармонии не было. Друзья считают, что «рюмочка», часто появляющаяся в руках у Евгения, была связана именно с проблемами в личной жизни. Сразу после гибели Мартынова вдова и брат скандалили из-за авторских прав. Юрий обвинял Эвелину и в неверности, намекая на неопределённость виновника аборта, который она сделала сразу после смерти мужа. А та, действительно, недолго оставалась одна: уже через месяц её видели с мужчиной, с которым она потом уехала жить в Испанию. Словом, как-то не вышло лебединой верности…
Лариса Зиноватная разрешает играть на личном пианино Евгения Мартынова только самым лучшим студентам!
Подвело сердце
Жизнь Евгения Мартынова трагически оборвалась на сорок третьем году 3 сентября 1990-го. Официальная причина смерти - острая сердечная недостаточность. Обстоятельства смерти описываются очевидцами неоднозначно. Говорят, певец почувствовал себя плохо в лифте. Вероятно, Мартынова можно было спасти, если бы ему вовремя была оказана квалифицированная медицинская помощь: медиков ждали больше 40 минут. По словам друзей и родных, гибели предшествовало нервное напряжение, связанное с переменами в пространстве шоу-бизнеса: отсутствие гастролей, бытовая неустроенность, стремительно меняющаяся жизнь вокруг. Он чувствовал, что в этом мире его песни о любви и лебединой верности оказываются ненужными. Похоронен он на Кунцевском кладбище в Москве.
Городской центр культуры должен носить имя Мартынова
Заведующая музейной комнатой Лариса Зиноватная:
- Ещё двадцать лет назад было принято решение о переименовании артёмовской улицы Широкой в улицу Евгения Мартынова. Тогда то ли денег не хватило, то ли желания. Но факт остаётся фактом: на данный момент имя Мартынова в городе не увековечено (хотя во Всемирном разуме утверждается, что такая улица существует. - Прим. Е.Г.). Накануне юбилея инициативная группа выступила с предложением присвоить городскому центру культуры и досуга имя знаменитого земляка: до этого он носил имя вождя пролетариата. Нас поддержала и городская интеллигенция, и брат композитора, и деятели культуры из России, например, ещё один наш земляк - Иосиф Кобзон. Логика в таком предложении, безусловно, есть: Евгений Мартынов неоднократно выступал на этой сцене. Будем надеяться, что в этот раз у нас получится довести инициативу до конца.
Елизавета Гончарова. Фото автора и из архива семьи Мартыновых.