На внеклассный урок - к 90-летней учительнице
Бывшему преподавателю математики Вере Степановне Носач исполнилось 90 лет, и поздравить педагога в Ильинку - самое удалённое село на территории горсовета Енакиева - съехались её ученики, сами уже пенсионеры со стажем.
Работать начинала под прицелом
После освобождения Донбасса от оккупантов Вера продолжила учёбу в Марьинском пед-училище. Но когда его закончила, документы на руки не получила. Всех выпускников посадили в теплушки и, будто военнообязанных, отправили в Западную Украину. Во Львове ещё шли бои, поэтому эшелон две недели держали на запасном пути. Потом Веру вместе с подругой распределили в сельскую школу Яворивского района, где днём была советская власть, а ночью местная.
Молоденьких учительниц сразу предупредили, чтобы думали, куда идут и о чём говорят. Дескать, круглосуточно их никто охранять не будет. Жили они в школе, и однажды ночью на них напали. Спасаясь, Вера выпрыгнула в окно и угодила прямо в руки «лесным братьям». Её затащили обратно в комнату, стали издеваться, но вдруг туда вошёл какой-то мужчина, и всех как ветром сдуло. Через какое-то время раздались автоматные очереди, и нападавшие на школу будто растворились в ночи. А утром под сельсоветом выложили тела пятерых бандеровцев (остальные, видимо, ушли в лес). Но страху она тогда натерпелась сильно.
Однако покинуть первое место работы Вера смогла, только выйдя замуж за военного и отправившись вместе с ним по месту службы вглубь страны. Прошло несколько лет. Она уже училась в Сталинском пед-институте на учителя математики, когда её вызвали в суд свидетелем по делу тех нападавших. Многих приговорили к смертной казни, а тому, кто спас учительницу, благодаря её показаниям дали 10 лет...
Воспитательная пятиминутка для сына
В окраинную Ильинку дипломированная учительница попала по распределению, и сейчас в селе нет ни одного человека, который бы её не знал.
Любовь Белявцева из Дебальцева в начальных классах арифметику не понимала, а как попала к Вере Степановне, сразу полюбила алгебру и сложные уравнения. Николай Нападий из Светлодарска несколько раз, будто прося прощения, повторил, что математика ему в жизни не пригодилась, но это не сказалось на его отношении к дорогой наставнице. К ней приехали Мария Шульга и Татьяна Стоян, а все вместе они, покинув в юности Ильинку, не виделись по 40-45 лет. С тех самых пор, как окончили здесь семилетку.
И совсем уж издалека, из Чекмента, прибыла старшая дочь и тоже ученица Веры Степановны Надежда. Ей, как призналась, было тяжелее всех. Если мать увидит, что она всю ночь книгу читает, на уроке обязательно с издёвкой вызовет: «А ну, голубушка, к доске!» Сын Александр Носач, начальник участка вентиляции и техники безопасности на шахте «Ольховатская» ГП «Орджоникидзеуголь», благодарит Бога за то, что не учился у мамы. Но если, бывало, что-то в школе натворит, она брала его за ухо и вела в туалет на воспитательную пятиминутку. Строгость, требовательность и взыскательность этой старенькой женщины давно поседевшие люди помнят и поныне. Причём не только в Ильинке, но и в посёлке Ольховатка, где она продолжала сеять разумное, доброе, вечное после закрытия сельской школы.
Земля продлевает годы
Вера Степановна уже давно не ведёт уроки, а почтения к ней не убывает. Она всегда держала корову, возделывала огород, славилась своими цветами, особенно пионами.
- 21 августа мама родила нашего Сашу, а 1 сентября её упросили выйти на работу: в школе не было математика, - вспоминает дочь Надежда. - Так я стала нянькой. На каждой перемене бегала через всё село проверить, как там мой братик. А зимой его уже приносили в школу, и он все уроки лежал на подоконнике. Учеников мама не бросила.
Сейчас бабушка почти ничего не видит и не слышит, зато живёт самостоятельно и даже ведёт хозяйство. Заботливая семья сына, конечно, всегда рядом, и бывшие ученики, а теперь ближайшие соседи Нина и Григорий Арефьевы - надёжные помощники. Но с курами ветеран педагогического труда управляется сама, доит козу Зорьку и выращивает картофель. Дети только соберутся его посадить, а у неё уже всё готово... Вера Степановна всю жизнь трудилась, и теперь земля даёт ей энергию души и долголетие.
Ирина Коженцова. Фото автора.