В Донецкой области Тараса Шевченко приравняли к вазе и медведю
Работники артёмовского краеведческого музея, наконец, разобрались с требованиями, которые выдвинул депутат-бютовец Александр Бригинец: выкапывать разрушенную бетонную фигуру Кобзаря бесполезно.
На ежегодной краеведческой конференции, которая прошла в музее, о своём исследовании коллегам рассказала искусствовед Евгения Дьяконова: чтобы восстановить все цепочки запутанной истории, музейщикам пришлось не только пообщаться со старожилами, но и пролистать архив местной прессы за два десятка лет.
- Для сбора информации мы подняли подшивки газеты "Артёмовский рабочий" за 50-70-е годы ХХ века, но никаких упоминаний об открытии памятника Шевченко, митингах и возложении цветов у его подножья в дни памятных дат не было. Хотя о самих мероприятиях газета писала очень подробно. Трёхметровый размер фигуры Шевченко говорит о том, что это был не памятник, а именно садово-парковая скульптура, созданная из недолговечного материала - железобетона. Как раз упоминание об установке в парке нескольких десятков садово-парковых скульптур мы нашли. В компании с железобетонным Тарасом был Ленин, разговаривающий с Горьким, а также медведи, вазы-фонтанчики и вазоны-цветочницы. Свидетели утверждают, что скульптуры при демонтаже разбивали, - заявила Дьяконова.
Стало известно, что команду демонтировать фигуры в 1973 году дала Ольга Пеньковская, которая в то время была директором Парка культуры. Причина уничтожения упомянутой Бригинцом скульптуры банальна - разрушение. Поэтому восстанавливать пролежавшую в земле сорок лет железобетонную садово-парковую фигуру нет смысла. А на строительство нового монумента нет средств. В 1992 году горожане уже "скидывались" на строительство памятника Кобзарю, но тогда инфляция съела все 166 тысяч собранных карбованцев. Краеведы выразили надежду, что их инициативу всё-таки поддержат спонсоры, и памятник Шевченко в Артёмовске появится.