Ищите "белое" в "чёрном", и на душе полегчает
Найти "жилетку" или духовного отца и не подвергаться передозировке информацией советует психиатр Станислав Никулица, чтобы пережить столь взрывоопасную для всех нас ситуацию.
По доброте душевной в "психушку" не устроишь
В торезский психоневрологический диспансер привело желание помочь одинокому больному человеку - немолодому инвалиду детства, о котором заботилась, как могла, соседка. Но сама слегла, причём основательно, и совершенно беспомощный мужчина остался один на один со своими проблемами. Правда, он практически не осознаёт трагизма своей жизни, он инвалид детства, по большому счёту, так в этом своём "детском" состоянии и пребывает… Надеялась до определения в специнтернат, иначе же пропадёт, уложить его в больницу. Это оказалось делом непростым.
В Торезе уже лет семь психиатрической больницы нет, её "оптимизировали", ближайший стационар теперь только в Ждановке. Самостоятельно мой подопечный туда не доедет, как его туда отвезти за несколько десятков километров? Принудительно сейчас таких, как он, не лечат, впрочем, при его диагнозе никакого лечения и не предусматривается. Разве что от алкоголизма: окрестные выпивохи, пользуясь его беспомощным состоянием, пытаются устроить в халупе инвалида попойки. Мужичок пристрастился к спиртному. Но алкоголиков сейчас принудительно лечат только по решению суда, а не как бывало в советские времена - по заявлению родных или соседей. То есть об "отеческой" заботе о заболевших можно забыть?
В теперь уже разваленной мародёрами до фундамента психбольнице у железнодорожной станции всегда был "аншлаг", план по койко-местам перевыполнялся, все примерно 120 мест были постоянно заполнены. Конечно, там не только алкоголики лежали, но и те, у кого обострение психических заболеваний.
- А сейчас человек, чтобы его госпитализировали, должен допиться до психоза, стать опасным для себя и окружающих, - уточнил Станислав Иванович. - Он должен подлежать АППЛ: амбулаторному принудительному поликлиническому лечению.
Не поставь клеймо!
Пациенты диспансерного отделения в Торезе - это те, кто либо добровольно приходит на консультацию или лечение, либо с родиственниками. В прошлом году на постоянном учёте состояли 1227 человек, ещё 1720 - на консультативном. В нынешнем общее количество обращений на 130 больше. Как это расценить?
В регистратуре - редкие пациенты: кто-то приходит за врачебной помощью, другие - за справкой, что на учёте не состоит.
Психиатрия, подчёркивает Никулица, дело тонкое. Если ещё с десяток лет назад человеку, который не ответит на вопрос, например, какая столица Франции, можно было ставить диагноз "умственная отсталость", то теперь это исключено. Ведь при этом пациент может быть "гением" в компьютерных играх. За основу работы медики ставят и принцип - не навреди, не поставь клеймо. То, с чем обращается за помощью человек, вполне может быть не диагнозом, а симптомом другого заболевания. Но при этом - пациентов-то поликлиники стало больше!
Специалистов-психиатров в Торезе аж… двое. Нет психологов, психотерапевтов, психоаналитиков. Станислав Иванович - пенсионер, уйдёт на заслуженный отдых, и положение усугубится. Мало желающих работать в этой области медицины, их практически - нет, на всю область - человек сорок. Хотя в цивилизованных странах считается едва ли не нормой иметь личного психотерапевта.
Как и с другими медицинскими специальностями, всё упирается, скорее всего, не в сложность работы, а в оплату труда. Никулица, имея большой стаж, уже давно не на голом окладе, он получает не только доплату за совместительство, вредность, но и за выслугу лет. А молодой специалист будет гол, как сокол.
Финансирование - нулевое
Да и как работать с пациентами, если с прошлого года абсолютно не финансируется даже поддерживающее лечение. Несколько лет назад психиатрические больницы заставили "по головам" рассчитать потребность в финансировании, с тех пор вместе с годовыми отчётами в область передавались целые бумажные "простыни", в которых перечисляется всё, в чём есть нужда. Начиналось с того, что в месяц на медикаменты нужны были десять тысяч гривен, при нынешних ценах - на два-три порядка больше. А диспансер получает - ноль.
Так что у тех, чьи диагнозы относятся к "большой" (шизофрения, психозы и так далее) и к "малой" (неврозы, нервные расстройства от потрясений) психиатрии, вся надежда - на собственный кошелёк. Никулица рассказал, что в той же Европе человек для поддерживающего лечения тратит примерно 200 евро в месяц… Посчитаем, прослезимся. Многие торезцы лечатся сейчас в областных больницах, где финансирование получше. Наступает ремиссия (улучшение состояния), после стационара надо бы продолжить приём препаратов, а их цена - от 400 до 800 гривен за упаковку - не всем по карману.
В тот день, когда мы беседовали со Станиславом Ивановичем, на приёме уже побывали девять человек: кто со старческой деменцией (слабоумием), или, как 20-летняя девушка, с подозрением на шизофрению. Причём медики подчёркивают, что многие просто не критически относятся к своему заболеванию, не обращаются к врачам, чем только усугубляют своё состояние. Кто хочет считать себя, грубо говоря, не вполне нормальным?
Среди тех, кто состоит на учёте, немало талантливых людей: рисующих, неординарно мыслящих. Некоторые считают себя поэтами, посвящают доктору стихи, правда, типа "не целуй меня с разбега, я мороженое хочу". Но есть и вполне осмысленные строки. А были и такие пациенты, что кидались драться…
Психоневрологический диспансер расположен на окраине Тореза, на опушке леса: всё предполагает выздоровление.
Следуйте принципу: 8-8-8
В нынешнее время, когда большинство из нас из-за социально-политического положения в стране живут в постоянном тревожном состоянии, особо тяжко тем, у кого, как мы говорим, "слабые нервы". И что делать?
- Не допускать "передозировки" информацией, - советует доктор Никулица. - Вести здоровый образ жизни, больше общаться с теми, кому вы доверяете, кто вас понимает. Не пускаться в дискуссии с теми, кто противоположного мнения.
Повторю совет Никулицы: терпение, здоровый образ жизни по принципу: 8-8-8. Это время на работу, отдых и сон. И не запираться в собственной скорлупе, не оставаться в одиночестве, пусть рядом всегда будет ваш единомышленник.
Да! Алкоголь в этом - плохой помощник: можно пристраститься.
А ещё Станислав Иванович предложил следовать такому совету, который он позаимствовал от своего коллеги Александра Козьмина: при любом остром споре, нервозном эмоциональном состоянии держите "кукиш" в кармане.
В стародавние времена, считай, у каждого человека был духовный наставник, в основном - церковный батюшка. Почему бы сейчас, когда нам не по карману иметь личного психотерапевта, не вспомнить об этом? А ещё Никулица напомнил восточную мудрость о том, что всё разделено на белое и чёрное, зло и добро, светлые и тёмные миры. Но во всём чёрном есть что-то светлое. Ищите и найдёте.
Когда уже уходила из диспансера, к доктору пришёл мужчина за советом: у соседки сын постоянно в неадекватном состоянии, скорее всего, наркоман. Что делать? Чем помочь? Мир-таки не без добрых людей. Это то самое белое, которое всегда присутствует в чёрном.
Валентина Постнова. Фото автора.