Донбасский узел: киевский пасьянс

Донбасский узел: киевский пасьянс

Известный политолог, глава Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко в материале, опубликованном "Украинской правдой", оценил конфликт на Донбассе с точки зрения намерений и возможностей сторон, вовлеченных в него.

Предлагаем вашему вниманию версию от Владимира Фесенко касательно политики Украины относительно оккупированного Донбасса:

"Казалось бы, базовый интерес Украины - вернуть под свой контроль мятежные территории. И попытка сделать это была предпринята в июле-августе прошлого года. Однако она столкнулась с жестким противодействием со стороны России. Стало очевидным, что она не допустит военного поражения сепаратистских республик от украинских войск.

Более года РФ не только последовательно усиливает военный потенциал ДНР и ЛНР, но и напрямую использует свои военные ресурсы для боевых операций против украинских войск. Приходится признать, что как минимум год-два решить проблему сепаратизма на востоке Украины военным путем вряд ли будет возможно.

В прямом противостоянии с мощной российской военной машиной без масштабной поддержки оружием и ресурсами со стороны Запада украинская армия в ее нынешнем состоянии не сможет выиграть эту войну. В худшем случае это чревато большой войной с Россией, огромными разрушениями и людскими потерями, и утратой не только части Донбасса, но и гораздо большей территории.
Для Украины возможны два сценария:

1) поиск приемлемого компромисса с Россией и сепаратистами для реинтеграции мятежных территорий в состав Украины;

2) замораживание военного конфликта - с прекращением огня вдоль линии размежевания, с сохранением политического статус-кво, когда часть Донбасса остается под контролем Украины, а сепаратистские республики сохраняют свою псевдо-независимость и особые отношения с Россией.

В случае второго сценария Украине предстоит определиться со своей политикой в отношениях с сепаратистскими республиками: либо полный разрыв социально-экономических отношений (модель отношений между Грузией, с одной стороны, и Абхазией и Южной Осетией - с другой), либо некое мирное сосуществование с ДНР и ЛНР, которое подразумевает достаточно активное социально-экономическое взаимодействие Украины с этими территориями (модель отношений между Молдовой и Приднестровьем).

В обоих случаях Украина НЕ БУДЕТ юридически признавать суверенитет сепаратистских республик. При этом надо честно признать: идеального варианта разрешения конфликта на Донбассе для Украины в настоящее время не существует. К тому же, в украинском обществе и в отечественном политикуме нет какой-то одной доминирующей позиции относительно того, как выходить из этого конфликта...

Если в прошлом году в общественных настроениях преобладало стремление к освобождению территорий, находящихся под контролем сепаратистов, то по данным опроса Киевского международного института социологии в конце июня - начале июля этого года 56,8% опрошенных согласились с тем, что наиболее приемлемым выходом из нынешнего военного конфликта на Донбассе является продолжение переговоров и мирное урегулирование на основе Минских соглашений. Лишь 28,3% ратует за освобождение территорий Донбасса силой украинской армии.

...С сентября прошлого года украинское руководство участвует в Минском переговорном процессе, который направлен на мирное урегулирование конфликта на Донбассе. Но в реализации сценария проявились огромные проблемы.

Во-первых, минские соглашения постоянно нарушаются сепаратистами и Россией. Это и выборы в ДНР и ЛНР, состоявшиеся 2 ноября прошлого года, и захват Дебальцево, и постоянные нарушения режима прекращения огня и отвода тяжелых вооружений.

Во-вторых, значительная часть украинского общества и отечественного политикума весьма критично относятся к Минским договоренностям. Скажем откровенно, идея даже формального компромисса с сепаратистами мягко говоря не очень популярна у партий Майдана и их сторонников.

В-третьих, тот "компромисс", который предлагается Россией ("реинтеграция мятежных территорий в состав Украины") неприемлем для нашей страны, поскольку его реализация предполагает сохранение зависимости от РФ и фактическую, хотя и непрямую, федерализацию (даже конфедерализацию) госустройства Украины.

В итоге переговорный процесс в Минске зависает и фактически заходит в тупик.

Владимир Горбулин, один из украинских переговорщиков в Минске, в своей статье "5 сценариев для украино-российских отношений" обозначил нынешнюю политику Украины в конфликте на Донбассе как сценарий "ни войны, ни мира", предусматривающий "ограниченную и сдерживающую войну против России и коллаборационистов на востоке с целью нанести им как можно больше демотивирующих потерь" и, одновременно "постоянный переговорный процесс, однако, без окончательного фиксирования результатов в виде различных договоренностей и форматов".

Смысл этой политики Горбулин резюмирует следующим образом: "воевать нецелесообразно, а мириться неуместно".

Читайте также:
Донбасский узел: чего хочет Россия


Читайте также: