Прифронтовые посёлки Донетчины: жизнь на острие бритвы конфликта (ФОТО)

Прифронтовые посёлки Донетчины: жизнь на острие бритвы конфликта (ФОТО)

Длящиеся уже третий год боевые действия на Донбассе сделали известными многие небольшие населённые пункты Донетчины, которые ранее практически не мелькали в новостных лентах. Слава эта печальная, горькая, с привкусом крови и пороха, с запахом затхлости подвалов, где люди прятались от обстрелов, и пепелищ, в которые обратила война немало домов некогда цветущих посёлков. Некоторые превратились в развалины (Пески, Широкино), некоторые и сейчас остаются на линии огня (Зайцево под Горловкой, Спартак у Донецка), а некоторые пытаются залечить раны, замерев на острие бритвы конфликта - между войной и миром.


Опытное: опыт выживания


Представитель группы "Ответственные граждане" Евгений Шибалов (ранее эти волонтёры действовали на оккупированной части Донетчины, но после того, как захватчики минувшей зимой депортировали их оттуда, стали помогать территориям региона, подконтрольным Украине) поделился впечатлениями о посещении Опытного, расположенного между Авдеевкой и Донецком, и не раз попадавшим под обстрелы.

Опытное - это посёлок в Ясиноватском районе. По переписи 2001 года население здесь составляло 755 человек. По состоянию на ноябрь 2015-го в посёлке было около 80 жителей. Многих согнала с родных мест война. Более половины жилых домов - в руинах. Помощь мирному населению оказывают Красный Крест, УВКБ ООН, Служба военного-гражданского сотрудничества "CIMIC", Гуманитарная миссия помощи мирному населению зоны военного конфликта общественного объединения "Пролиска". Теперь ещё и "Ответственные граждане".

"Чтобы попасть сюда, нужно проехать немного по объездной вокруг Донецка. Как мы потом узнали, кольцевая дорога - это и есть пресловутая "линия разграничения". В этих краях её ещёназывают "ленточкой". Чтобы попасть в Опытное, нужно "пройти по ленточке", - описывает Евгений. - Уже почти два года жители Опытного получают очень печальный и тяжёый опыт. Опыт выживания на передовой".

По словам Шибалова, сейчас в Опытном проживает всего несколько десятков жителей, число погибших от обстрелов неизвестно до сих пор.

"Здесь нет водопровода, света и газа. Несколько генераторов запускаются пару раз в день, чтобы зарядить телефоны. Воду берут из одного-единственного колодца. Говорят, вода там - не питьевая, но сейчас об этом никто не вспоминает. Другой всё равно нет, - отмечает волонтёр. - Жизнь здесь сопряжена с ежедневным риском. Даже чтобы попасть в Авдеевку за продуктами, нужно "пройти по ленточке". Люди помогают друг другу. Те, кто помоложе (средний возраст оставшихся жителей - 45-50 лет), вместо стариков ездят с их документами в Пенсионный фонд и другие учреждения Авдеевки".


"Пейзажи" Опытного.

Больных и раненых тоже везут в Авдеевку. Евгений подчёркивает, что жизнь в подобных условиях накладывает свой отпечаток: даже у относительно молодых людей обострились нервные заболевания, пошаливает сердце.


Страдания Никишино


В Шахтёрском районе есть небольшой посёлочек Никишино, где в 2001-м, согласно переписи, проживало около 800 человек. Летом 2014-го здесь шли жесточайшие бои между ВСУ и оккупантами. В конце-концов, Никишино оказалось частью так называемой "ДНР". И фактически умерло.

Этот населённый пункт был почти стёрт с лица земли обстрелами. Как относятся носители идей "русского мира" к тем, кого они "освободили", красочно описала журналист Марина Ахмедова.

"Многое я видела в "ДНР". Видела, как посреди войны дети новоявленных чиновников заседают в ночных клубах. Видела в центре бутики с возвращенцами-покупателями, где юбочка стоит девять тысяч гривен... Видела озверевших рядовых ополченцев, оказавшихся с передовой в сияющем центре, где существуют ленивцы и счастливцы. Но пока не видела, чтобы жёнам шахтёров сначала разбили дома, на которые их мужья пахали полжизни в шахтах, а потом выгнали (ну ладно, наняли) за 2100 рублей в месяц собирать камни, шифер, деревяшки и мусор войны, - рассказала Ахмедова. - Работа начинается в 7 утра. Встретила недавно в Никишино, группу примерно в двадцать женщин. Выглядели пыльными, бледными и усталыми. Напомнило Немецкие хроники - когда жителей Германии после войны отправляли на общественные работы".

Женщины Никишино убирают остатки посёлка.

Марина подчёркивает, что мёртвые деревья в Никишино стали видней по весне - когда все зацвели, а эти - нет. Одна из местных жительницы призналась ей, что когда вышла в сад после боя и увидела сломанные сгоревшие деревья, то встала перед ними на колени и сказала: "Простите меня. Я вас предала". "Но такова судьба дерева в зоне боевых действий - человек может убежать, а оно - нет", - размышляет репортёр.


На линии огня: Волновахский район


Обстрелы здесь - не редкость и сейчас. Существенной проблемой в прифронтовых населённых пунктах являются заминированные поля и растяжки, на которых периодических подрываются мирные жители. Большую поддержку гражданам оказывает областной главк полиции.

Чермалык расположен в 50 км от Волновахи. По словам сельского головы Елены Табии, люди постепенно возвращаются домой. На сегодняшний день население составляет 1700 человек.

Этой весной бывали ночи, когда обстрелы не утихали, а утром селяне сообщали подробности очередных разрушений. Пострадавшим оказывали помощь - шифером, стеклами, деньгами. Благодаря гуманитарной поддержке благотворительных фондов и Международного Общества Красного Креста было выделено 60 тонн стройматериалов на восстановление крыши в детском саду, где воспитываются 42 ребёнка.

В общеобразовательной школе на сегодняшний день учатся 116 учеников. Есть среди них и участники "Лиги будущих полицейских".

"Для педколлектива и детей очень важна поддержка со стороны наших друзей из полиции. Уже около полутора лет правоохранители во главе с Вячеславом Аброськиным занимаются нашими проблемами, которых, к сожалению, хватает, - рассказала директор Чермалыкской школы Мария Сирота. - Наше село расположено вдоль линии разграничения, почти через реку - вражеские кордоны. Наступает лето, организуются детские лагеря, но ребятам фактически запрещено находиться на открытых водоёмах и на открытой местности, которые простреливаются снайперами... Поэтому очень пригодится телевизор, который нам преподнесли правоохранители. Летом будем активно заниматься в компьютерном классе".


Правоохранители очень помогают прифронтовом посёлкам. В Чермалык накануне Пасхи привезли куличи.

По словам председателя сельсовета, подготавливаются документы на присоединение Чермалыка к посёлку Сартана, что под Мариуполем. Такое желание выразили 80% жителей. Причина проста: удобная транспортная развязка и рабочие места.

В Гранитном на сегодняшний день проживает примерно две тысячи человек, из них около 200 детей школьного возраста. Во время обстрелов здесь погибло 12 местных жителей и 3 ребёнка, 8 домов было разрушено полностью, 75 повреждены частично.

Гулять в окрестностях села опасно для жизни - улица Кришталя, которая находится возле школы, простреливается снайперами оккупантов. Директор учебного заведения Леся Коссе отметила, что крыша школы требует ремонта, её нужно обязательно починить за время летних каникул.


Представители полиции оберегают покой Гранитного.

Главе офиса Международного Комитета Красного Креста (МККК) в г. Мариуполе Рафаэль Тено уверяет, что Гранитное - в приоритете миссии, которая помогает селу второй год подряд.

Председатель Старогнатовского сельсовета. Ольга Катосова рассказала, что до войны в селе проживало около 2 тысяч человек. С начала боевых действий население сократилось почти вдвое. На данный момент здесь работает одна школа, где обучаются 75 учеников (до начала российской агрессии - более 100), и один садик, который посещают всего10 детишек.


Проблемы бахмутских Зайцево и Кодемы


Сёла Зайцево и Кодема Бахмутского района (не путать с Зайцево Ясиноватского района, что под Горловкой и частично контролируется оккупантами) считаются "серой зоной". Дыхание войны опустошает эти и без того далеко не густонаселённые места.

Как сообщает bahmut.in.ua, согласно переписи населения в Зайцево, что на Бахмутщине, зарегистрировано 1430 человек, а также проживает более 30 переселенцев. Часть местных жителей выехала в поисках лучшей доли. В селе нет крупных предприятий, на мелких фермерских хозяйствах работа сезонная... В основном люди держат коров, свиней, кур, выращивают овощи и фрукты, с помощью чего и выживают.

В былые времена в школе обучалось 300 детей, сейчас же их осталось - 56, в детском саду - 34 ребёнка. В рамках объединения территориальных громад Зайцевский сельсовет принял решение о слиянии с Бахмутом. Сельский голова Александр Пономаренко надеется, что после этого появится перспектива по ремонту инфраструктуры. Но надежды на открытие новых рабочих мест связывает только с окончанием конфликта.


Зайцево, что в Бахмутском районе.

"Никто не будет вкладывать сюда деньги, пока не закончится война, - уверен он. - Большие предприятия закрылись, колхозов нет, земля роздана. В Зайцево - 8500 гектар земли. Крупное предприятие "Восток-Агро" занимает 2500 гектар земли, а все налоги платит в Новолуганке, потому что там зарегистрировано. Считаю, что налоги должны оставаться по месту мощностей, а не регистрации, тогда и развитие будет".

Воду подаёт частное предприятие, которое качает её из колодца. За последние несколько лет живительная влага появилась даже на тех улицах, где её не было двадцать лет. Но чтобы глобально решить проблему - заменить большую часть водовода и снизить утечки, нужно более 300 тысяч гривен.

Только 30% села имеет газ, цена которого, скорее всего, похоронит газификацию, о которой мечтали другие 70%. Выручает гуманитарная помощь, в том числе, углём.

В соседнем селе Кодема, куда война подобралась совсем близко (были погибших и раненые, разрушения), дела ещё хуже. Население здесь в 3-4 раза меньше, чем в Зайцево, а военных - больше, чем местных. Село не газифицировано, водопровода нет (воду два раза в месяц привозят из Новолуганки), многие вырыли колодцы, но там только техническая вода...


Ольга НИКОЛАЕВА.
Читайте также: