Борис Левин: «Я жестко критиковал Мирчу Луческу»

Интеллектуал Борис Левин - давний болельщик «Шахтера».

В армии болельщиков «Шахтера» много людей знаменитых. Среди них - горловчанин Борис Левин, ставший известным в СНГ как игрок популярной телеигры «Что? Где? Когда?» и обозреватель футбола в газете «Спорт-Экспресс»:  

- Никогда не стыдился признаться, что болею именно за эту команду. А теперь получил лишний повод гордиться ею.

Прекрасно помню тот погожий день, когда отец впервые взял меня на стадион. На дворе стоял 1970-й, а команда стояла на вылет. Загнанный в угол «Шахтер» за четыре дня до моего первого похода на футбол одолел в Москве динамовцев - лидера чемпионата СССР. Что без всяких преувеличений было сродни подвигу. Может быть, поэтому отец и решил, что сыну пора. Тем более что билеты достались ему по блату - попасть на тот матч в почти миллионном Донецке хотели абсолютно все, а мест на стадионе было только 45 тысяч. Победы в столице было недостаточно, а играть-то предстояло с армейцами. И «Шахтер» «вынес» второго явного лидера!

Ну  как можно было не полюбить эту команду, которая, словно Робин Гуд, отбирала очки у богатых и щедро раздавала их бедным? Которая в одном отдельно взятом матче за счет духа и крепости характера могла обыграть кого угодно, отчего и блистала в основном в Кубке, а не в чемпионате?

- Папа, а почему они в самом конце таблицы? - удивленно спросил я после того октябрьского матча.

- Не любят обижать слабых, - улыбнулся он в ответ.

И словно в подтверждение этих слов ставшая уже моей любимой команда после побед над двумя лидерами уступила глухому аутсайдеру «Спартаку» из Орджоникидзе, который так и остался в итоговой таблице последним.

Я не застал на поле легенд донецкого футбола Бикезина, Сапронова, Головко, Ананченко, Салькова. Но Кубок УЕФА - это, безусловно, и их победа. Разве можно забыть «мистера Надежность» и «наше всё» Соколовского, чья биография служит образцом служения футболу и любимому клубу? Капитанистее капитана трудно найти во всей истории советского футбола. А Коньков, Звягинцев, Грачев или братья Чановы, Дегтярев, Пьяных, Ященко, Дудинский...

Но самым любимым моим горняком был и остается Виталий Старухин, легендарный теперь уже Бабуся, чья лысая голова доставляла соперникам столько неприятностей. Его в упор не замечали тренеры сборной, а он клал и клал мячи в ворота соперников, что привело в итоге к званию лучшего футболиста СССР 1979 года. А в конкурентах ведь были Блохин, Буряк, Дасаев, Черенков, Кипиани... Жаль, Виталий Владимирович не дожил до мая 2009-го. Уж он бы порадовался победе своих наследников, как никто другой.

Скажу честно - последние два года я был в рядах жестких критиков Мирчи Луческу. Мне казалось, что после убийственного гола вратаря «Севильи» Палопа в дополнительное время, выбившего «Шахтер» из Кубка УЕФА в марте 2007 года, румынский тренер ничего уже моей команде дать не сможет. Теперь могу только поблагодарить президента клуба Рината Ахметова за неправдоподобное терпение, проявленное им в те дни, когда Луческу не пинали разве только болельщики киевского «Динамо». Мирча отплатил своему руководителю триумфом в Стамбуле.

А ведь эта команда, как ни крути, по именам значительно слабее той, что была до рокового рейда в чужую штрафную испанского голкипера. Тимощук, Матузалем, Элану - потеря только этих троих вроде бы перечеркивала все еврокубковые надежды. Но тем ценнее завоеванный трофей.

Жизнь продолжается, и мне теперь крайне интересно, какую новую мотивацию найдет Луческу для своей многочисленной бразильской колонии. Ведь очень хочется, чтобы Кубок УЕФА стал не вершиной, а только ступенькой для затяжного подъема.


Виктор Тачинский.
Читайте также: