Кальций "помогает" формированию долговременной памяти
В экспериментах на дрозофилах ученые из Исследовательского института Скриппса (США) обнаружили, что при формировании долговременной памяти повышается уровень кальция в особых структурах мозга
Нейрофизиологи сумели зафиксировать «следы памяти» - биохимические изменения в мозгу, которые происходят при обучении и формировании долговременной памяти. В экспериментах они использовали дрозофил, у которых было нарушено формирование долговременной памяти (ДП). При сравнении таких насекомых с нормальными оказалось, что ДП оставляет «кальциевый след» в особых структурах мозга, сообщает compulenta.ru.
Эти структуры, называемые грибовидными телами, отвечают у насекомых за память и другие сложные когнитивные функции. По словам Рона Дэвиса, руководителя исследования, приток кальция в некоторые отделы мозга сопровождает обучение и у многих других животных.
Для того чтобы обнаружить «кальциевый след», исследователи использовали особый белок-сенсор, начинавший светиться в нейронах при повышении уровня кальция. Дрозофил натаскивали на определенный запах; то, насколько насекомые выучили его, оценивалось по поведению мух. После этого ученые смотрели, засветились ли нейроны. Мутанты с нарушением ДП не показывали никаких изменений в уровне кальция в грибовидных телах мозга.
Любопытно, что обучение дрозофил распознаванию запаха проходило успешно только тогда, когда сопровождалось перерывами. Если дрозофилам давали несколько «уроков», их память держалась от четырех до семи дней. Если сеанс был однократным, мухи уже через день забывали нужный запах, и никакого «следа памяти» у них не оставалось.
Периоды отдыха как залог хорошего обучения свойственны почти всем животным. Как говорят сами исследователи, им придется вплотную заняться физиологическими и биохимическими механизмами, лежащими в основе этого феномена.
По материалам: focus.ua