Вторые "акты" Валентина Гафта

"Когда артист говорит, что он перевоплотился, сыграл другого человека, то я с этим не согласен. Считаю, что перевоплотиться нельзя! Это всегда ты, только в других обстоятельствах. И всегда играть надо самого себя", - уверен Валентин Гафт.

Сегодня, 2 сентября, свой юбилей празднует Валентин Гафт. 2 сентября актёру, сыгравшему в более чем 110 фильмах, среди которых "Чародеи", "О бедном гусаре замолвите слово", "Гараж", "Здравствуйте, я ваша тётя!", "Небеса обетованные", исполняется 80 лет. Праздник он собирался отметить в семейном кругу. А 8 сентября в Театре им. Вахтангова пройдёт его творческий вечер, на котором он презентует новую книгу стихов. Ведь Гафт не только потрясающий актёр, но и создатель мемуаров, лирических поэзий, а также язвительных эпиграмм.


Начал с женской роли


Валентин родился в Москве, в еврейской семье из Полтавской губернии (Прилуки). Его отец Иосиф Рувимович прошел войну, работал адвокатом. Мама была домохозяйкой.

В детстве, прошедшем на московской улице с говорящим названием Матросская тишина (дом будущей звезды был чуть слева от знаменитой тюрьмы), мальчик из интеллигентной еврейской семьи в своих первых уличных разборках лишился зуба. Его заменила золотая фикса, с которой пришлось расстаться, когда Гафта позвала большая сцена.

Ещё в школе Валик участвовал в спектаклях. "В школьную самодеятельность меня никак не хотели принимать, но я настаивал, и в конце концов мне предложили женскую роль, - вспоминает он. - Так что на сцене я впервые появился в платье. Сыграл невесту в чеховском "Предложении" - школа у нас была мужская и кто-то должен был играть женские роли. Волосы от парика всё время лезли в рот, но когда ты юный, тебе на это плевать. До сих пор считаю, что это была моя лучшая роль".


Едва не сел в обречённый поезд

"21 июня 1941 года мы должны были ехать в Украину, в город Прилуки, к родственникам, - вспоминает Валентин Гафт. - Ещё ни о какой войне ничего не было известно. Тогда с билетами было трудно, но маме по хозяйству помогала замечательная домработница Галя, которая вызвалась помочь. И вот, простояв на вокзале целую ночь, Галя достала билеты. Но дома выяснилось, что её обманули. Решено было снова идти на вокзал и билеты менять. И вдруг утром 22 июня по радио выступил Молотов с сообщением о нападении гитлеровской Германии... Тот поезд, на который мы опоздали, попал под бомбёжку".


"Современник" стал домом


Поступая в Щукинском училище, не прошёл второй этап конкурса (далее "вторые акты" будут преследовать его постоянно). А вот в школу-студию МХАТ прорвался с первой попытки.

"Я получил образование в школе, главным образом, списывая у соседа. В студию МХАТ приходил, как на завод, - вспоминает он. - Стоял напротив входа, как животное, которое когда не знает, что делать, напротив молча встает. И мог стоять там часами и смотреть, как оттуда выходят народные артисты и выскакивают студенты. Проучившись пять дней в школе студии МХАТ, я наслушался преподавателей, увидел Тарасову и был потрясен. Единственное, что мне не понравилось: пришел к нам на первый курс пионервожатый, да еще поддатый, в белой рубашке с засученными рукавами. Это был Олег Ефремов. Он стал делать с нами какие-то совершенно примитивные этюдики… Но это было самое трудное и самое важное, именно то, с чего надо было начинать! Накопилось очень много штампов, которых мы не замечали, а Олег Николаевич соскребал их с нас с самого начала и учил быть самим собой".

Потом были театры - имени Моссовета, на Малой Бронной, Ленком и, наконец, с 1969-го по настоящее время - "Современник", куда его позвал Ефремов. "Это - мой дом, где рядом со мной трудятся абсолютно родные люди, где сыграны десятки ролей, - говорит Валентин Гафт о "Современнике". - Хорошо или плохо, но этот театр сделал меня тем, кем я являюсь, - человеком и артистом... Мне 80, а я не устаю удивляться: что есть актёр? Как Андрюша Миронов, когда во время спектакля ему вдруг стало плохо и его полумёртвого привезли в больницу, всё ещё произносил свой финальный монолог? Шептал механически, не приходя в сознание… Загадка!"


Раскрылся у Рязанова


Дебютировал он в кино в 1956 году в фильме "Убийство на улице Данте" (в роли одного из эпизодических убийц). И долго не мог раскрыться.

Сам Гафт называет себя "актером второй половины жизни" (вновь тот самый "второй акт"), намекая на то, что популярность к нему пришла после перевоплощения в председателя гаражно-строительного кооператива Сидоркина в ленте Эльдара Рязанова "Гараж". До этого было около сорока ролей, но всё больше проходных. Слава доставалась партнерам по "Интервенции", "Семнадцати мгновениям весны", "Здравствуйте, я ваша тетя!". А вот у Рязанова Гафт поймал кураж. И снимался у легендарного режиссера снова и снова ("О бедном гусаре замолвите слово", "Забытая мелодия для флейты", "Старые клячи", "Небеса обетованные").

А ведь были еще Сатанеев в "Чародеях", уголовник Батон в "Гонках по вертикали", "авторитет" Артур в "Ворах в законе", блестяще сыгранные персонажи в "Визите к Минотавру", "Анкор, ещё анкор", "Сироте Казанской", "Мастере и Маргарите".


"В общем, я не могу без вас"


До нынешнего счастливого брака (с актрисой Ольгой Остроумовой они расписались в 1996 году) Гафт был женат трижды: на манекенщице Елене Изоргиной, балерине Инне Елисеевой (от этого союза родилась дочь, покончившая с собой в сентябре 2002-го и обвинившая в этом мать, которая ушла через четыре месяца от рака желудка), виолончелистке Алле.

"Когда мы встретились с Валей, даже не были знакомы, хотя до этого вместе снимались в "Гараже" в 1979-м, - рассказывает Остроумова. - Но тогда подойти к нему боялась и вообще всех боялась - там собрались такие мэтры: Саввина, Гафт, Невинный, Мягков. Много лет спустя какая-то организация пригласила меня 8 Марта выступить в кафе. Спросила: "А кто там будет?". Сказали - Гафт. Подумала: если он согласился, значит, нормально. А Гафту позвонили и сказали, что Остроумова там будет. И он почему-то тоже согласился. Оказалось, что это кафе "Фиалка" в Сокольниках, где прошли его детство и юность. Была весна, и Валя предложил: "А может, мы с вами как-нибудь погуляем? Тут так хорошо. Я вам всё покажу". Начались встречи, и вдруг он исчез на четыре месяца... Но было чувство, что это не конец. Лишь окончился первый акт, и дали антракт. А потом раздается звонок: "В общем, я не могу без вас". Мне как-то сразу легко стало. "Давайте, - говорю, - начнем второй акт".



Валентин Гафт и Ольга Остроумова.

Их брак был зарегистрирован в необычном месте. Гафт лежал в больнице после серьезной операции. Прямо в палате пара и расписалась. Сюда пришли свидетели и работница загса, новобрачной принесли букетик цветов...


Об Украине и войне


В Интернете то и дело появляются стихи от имени Гафта, которые клеймят Кремль. Он уверяет, что ничего такого не писал. Но на то, что сейчас происходит между Украиной и РФ, реагирует очень болезненно.

"Идёт убийственная, наглая, страшная, чудовищная, беспощадная война. То, что сейчас происходит между Украиной и Россией, - это уничтожение нашего будущего, - уверен Гафт .- Трудно будет вернуться к тому времени, когда мы друг другом восхищались. Это обидно. Тем более, что украинский народ и культура потрясающей красоты. Как поют в Украине, как чувствуют музыку! Я в Украине провел очень много времени. Это потрясающая страна. Прекрасный народ - талантливый, грандиозный, красивый. Замечательные города. Специалисты отличные. Киев - один из моих любимых городов. Любимое - оно и остается любимым. То, что сейчас творится, это невероятно. В голову не может прийти! Кому-нибудь раньше сказать, что такое может произойти сейчас, - не поверили бы".


Чтобы туда идти, где ты


Валентин Гафт - мастер эпиграмм и острых фраз. Одно: "Умереть не страшно. Страшно что после смерти могут снять фильм и тебя сыграет Безруков!" чего стоит. Но ещё он автор пронзительных философских стихотворений. Убедитесь сами.


***

Я строю мысленно мосты, 
Их измерения просты. 
Я строю их из пустоты, 
Чтобы туда идти, где ты. 
Мостами землю перекрыв, 
Я так тебя и не нашел. 
Открыл глаза, а там обрыв, 
Мой путь закончен, я пришел

***

"Ах, если бы она была жива, 
Я всё бы отдал за неё, всё бросил." 
Слова, слова, слова, слова, слова. 
Мы все их после смерти произносим. 
И пишутся в раскаянье стихи, 
Но в глубине души навеки будут с нами 
Грехи, грехи, грехи, грехи, грехи, 
Которые не искупить словами.


Ольга НИКОЛАЕВА.
Читайте также: