На линии огня оказался под древним городом Танаисом корреспондент "Донбасса"

Разорвавшейся рядом с орудием вражеский снаряд едва не повредил комьями земли объектив редакционного фотоаппарата.

А пушку чуть не затоптали

Над Таганрогским заливом парусными флотилиями плыли кучевые облака. Их тени скользили по крышам казачьих куреней, руинам покинутого жителями за две тысячи лет до Рождества Христова древнего Танаиса и зубцам пятиэтажного особняка, который издали можно принять за симпатичную игрушку. Однако сентябрьским утром из его ворот выехал не блистающий никелем лимузин, а закамуфлированный под осеннюю траву Т-VІ, более известный как «тигр». Этот тяжелый танк входил в бронированный щит, которым гитлеровские оккупанты пытались сдержать шедшие на освобождение Донбасса части Красной Армии.

Вслед за многотонной громадиной выполз еще один вермахтовский «зверь» Т-ІІІ, за ним показалась знаменитая «тридцатьчетверка». На десять минут у ворот возникла заминка. Но после того, как самоходную артиллерийскую установку с заглохшим двигателем оттащили в ангар, колонна обрела стройность. Замыкала ее, как и полагается, полевая кухня, из трубы которой вился гостеприимный дымок.

Впрочем, начавшую пребывать публику, половину из которой составляли дети, горячим чаем соблазнить не удалось. Проявляя откровенную недисциплинированность, граждане облепили железных старцев, а наиболее шустрые уже фотографировались в обнимку с экипажами. В суматохе чуть не пострадало семидесятишестимиллиметровое орудие. Уцелевшее в горниле Великой Отечественной, оно не выдержало тяжести любопытствующих и завалилось.

Иван Стреляев, гид и бизнесмен

Приглашение от директора и владельца Донского военно-исторического музея Ивана Стреляева было из тех, от которых грешно отказываться. Всё-таки не каждый день обещают «показ техники времен Великой Отечественной войны, а также театрализованное представление, которое состоится рядом с Танаисом». И пусть это действо происходило в чужом доме, интерес к нему не утратил своей остроты.

С Иваном Юрьевичем познакомились совершенно случайно несколько лет назад. Во время командировки на Дон выкроил час, чтобы побродить по городу, и заинтересовался башней красного кирпича, поначалу принятой за дворец новоявленного вельможи.  

К счастью, случайный прохожий из местных объяснил, что это не дворец, а музей, который на свои средства строит предприниматель Иван Стреляев.

- Правда, - добавил местный житель, - там еще ведутся отделочные работы, и ангар для боевой техники пока без крыши.

Узнав о визите донецкого журналиста, бизнесмен собственноручно открыл ворота и безоговорочно согласился устроить экскурсию для одного посетителя.

- Приезжайте, когда всё будет готово, - сказал он на прощание. - А если случится что-либо для вас интересное, постараюсь выйти на связь.

И вот этот день наступил.

Экипаж машины боевой

Может показаться совпадением, но первым моим собеседником на донской земле оказался горловчанин, инженер «Стирола», по совместительству старшина Красной Армии  и член экипажа машины, на борту которой белой краской было выведено «Боцман» Борис Гармаш. Собственно, и другие участники театрализованного действа не блистали полковничьими и генеральскими знаками отличия. Даже Иван Стреляев, и тот состоял в довольно скромном звании старшего лейтенанта.

- Удивились, встретив земляка? - усмехнулся Борис. - Так я не один в команде Ивана Юрьевича подданный Украины. Чем занимаемся? Делом для души. Поднимаем затопленную технику, ремонтируем, а затем выставляем на всеобщее обозрение. Как вы имели возможность убедиться, всё на ходу и всё стреляет. Холостыми патронами, разумеется. А вообще у нас - полный интернационал. Русские, украинцы, евреи... Потомки дедов, которые в общем строю защищали от гитлеровских оккупантов общий дом. Жаль лишь, что у нас в державе военно-патриотическое воспитание перестало быть актуальным.

Экипаж машины боевой - Валерий Дорошенко и Борис Гармаш.

Экипаж машины боевой - Валерий Дорошенко и Борис Гармаш.

У россиян действительно есть чему поучиться. Пользуясь моментом, коллеги Гармаша знакомили собравшихся с боевыми машинами, а попутно приводили яркие примеры из битвы всех времен и народов. Впрочем, «однополчане» нашего земляка не только описывают историю ушедших дней, но и собственным примером показывают, каким должен быть настоящий защитник Отечества:

- Эта машина названа в честь нашего товарища Виктора Рахманова, - сказал Иван Стреляев. - Бывший боцман военно-морского флота, командир экипажа бронетранспортера погиб, спасая на пожаре людей.

Верхом на «тигре»

В дружеской форме высказываю директору музея претензию: мол, пригласили, а о стоянке для автомобиля не позаботились, да и местечко на «тигре» не забронировали. И действительно, желающих прокатиться на железных старцах столько, что в очереди можно простоять до следующего утра.

- Всё наладится, - утешает Иван. - Сейчас, помимо Т-VІ, подадим Т-ІІІ, «тридцатьчетверку», и дело пойдет быстрее. Главное - детей покатать в первую очередь и проследить, чтобы под гусеницы никто не свалился.

Присутствующих сосчитать невозможно. Многосотенные толпы людей постоянно смещаются по полю, а к танкам просто не протолкнуться.

Даже по самым скромным подсчетам, в тот день на бронированных машинах успело прокатиться более двух тысяч желающих, среди которых было немало дончан.

Даже по самым скромным подсчетам, в тот день на бронированных машинах успело прокатиться более двух тысяч желающих, среди которых было немало дончан.

- Участие наших людей и техники в праздниках, театрализованных представлениях высоко оценено российской и зарубежной прессой, - продолжил Стреляев. - Однако главную ставку мы делаем на подрастающее поколение. К нам приезжают целыми классами, а то и школами. Порой добровольные гиды просто с ног сбиваются. Как правило, экскурсии проводятся по такой программе: ознакомление, что-то вроде лекции, викторина, и наконец самый долгожданный момент - катание на боевой технике.

В порядке поощрения преимущество отдается ребятам, которые наиболее успешно сдали экзамен по истории Великой Отечественной. Словом, катаем не за деньги, как это сейчас принято, а за эрудицию.

«Я шкурой помню наползавший танк»

Наступает самый ответственный момент представления. Пушкари выкатывают орудие на прямую наводку, партизаны спешно минируют подступы к передовой. Хотя и знаешь, что пальба будет вестись холостыми снарядами, ощущение не из приятных. Как сказал по этому поводу один из фронтовиков: «Я шкурой помню наползавший танк»...

- Подкалиберным! - поднимает руку командир орудия. - Заряжай!..

В этот момент на линию огня вылетает забияка «Боцман».  Из крупнокалиберного пулемета огонь по смотровым щелям приближающихся панцирников ведет Наталья Левина. Вообще-то эта юная особа числится в кавалеристах и, по словам Бориса Гармаша, ей нет равных в джигитовке. Но девушка недавно сломала руку, и теперь заменяет «убитого» пулеметчика.

Выплюнуло сгусток дыма восьмидесятивосьмимиллиметровое орудие «тигра», и распорядитель представления объявляет, что «Боцман» подбит прямым попаданием. Заодно он напоминает зрителям, чтобы те отодвинулись на безопасное расстояние. Предупреждение не лишнее. Вылетевшая из казенника гильза едва не попадает в пах сутулому гражданину с роскошной бородой.

- Подкалиберным!..

- Товарищи, попрошу в сторонку!..

- Заряжай!  

С глухим стуком бьют танковые пушки, рявкает раз за разом орудие, вновь подал голос крупнокалиберный пулемет «Боцмана».  Но вот под траками Т-VІ взрывается заложенная партизанами мина. Воодушевленные успехом пушкари с третьего снаряда подбивают и Т-ІІІ. Всё, бой окончен.

С Таганрогского залива накатывается соленый ветер. Он выметает прочь запах сгоревшей солярки и пороха, который долгих четыре года вдыхали наши отцы и деды.


Юрий Хоба. Донецк - Танаис. Фото автора.
Читайте также: