Юрий Кара: "Сейчас в Донецке плохо топят. Но постарайтесь противостоять гриппу!"

Юлия Кара в роли Офелии дебютировала в новом фильме своего знаменитого отца.

Режиссер, которого сделала знаменитым его дипломная работа во ВГИКе «Завтра была война» (ее тут же признали дебютным фильмом и показали на весь Cоюз), завтра отметит красивую дату - 55-летие. На всех кинофестивалях Юрия Кару представляют как московского деятеля искусств, но на самом деле он - наш земляк! «Донбассу» с помощью директора театра кино им. Шевченко Анатолия Тесли удалось в канун «дважды отличного» дня рождения Юрия Викторовича поговорить с ним лично.

У РЕЖИССЕРА НЕ ГОЛОВА, А КОМПЬЮТЕР


- Звоните сыну поздно вечером - он много работает, заканчивает своего «Гамлета», поэтому дома его застать сложно! - объяснила мне мама Юрия Кары, Нина Афанасьевна. - Хотя мы с ним и сейчас часто общаемся - он мне только вчера звонил из Москвы, расспрашивал, как дела, и рассказывал о своих. Юра всегда помнит и о родных людях, и о городе, в котором вырос.

Действительно, дозвониться Каре оказалось делом непростым. Но вот наконец в трубке раздался его голос, однако вовсе не уставший или раздраженный после рабочего дня, а такой мягкий, добрый, интеллигентный, каким кажется и сам режиссер во время своих гостевых наездов в Донецк.

- Юрий Викторович, знаю, что у вас сейчас каждая минута на счету...

- Да, я как раз работаю над озвучиванием фильма, а тут вы звоните! - вшутку рассердился Кара. - Но поговорить с земляками я всегда рад.

- А время, чтобы широко отметить юбилей, у вас найдется?

- Думаю устроить праздник для себя и своих студентов - я преподаю во ВГИКе: мы вместе посмотрим мою работу «Мастер и Маргарита». Она так и не вышла на широкий экран, но ее регулярно демонстрируют на закрытых показах - на московском кинофестивале и других подобных мероприятиях. У нас тоже будет не коммерческий показ, а, так сказать, в учебных целях.

- Но дончане тоже хотят посмотреть ваш «пропавший» фильм с Анастасией Вертинской, Валентином Гафтом, Николаем Бурляевым в каких хотите целях! (Эту картину Кара закончил еще в 1994 году, но продюсерам не понравилось, что она идет более трех часов, поэтому ее просто положили на полку. С тех пор Юрий Викторович сам продюсирует свои работы. - Прим. И.П.)

- Думаю, это возможно. Если какой-то из донецких кинотеатров обратится ко мне с этой идеей, то я ее реализую.

- Вы почему-то ни разу не говорили, из-за кого или чего решили круто изменить свою судьбу: почему успешный молодой физик вдруг подался во ВГИК? Причем сделали это втайне от всех! (Как рассказала мать Кары, они с отцом как раз были в командировке в ГДР, а когда вернулись - сын поздравил их со своим поступлением. Отец, всю жизнь проработавший в горно-добывающей промышленности, но остававшийся человеком творческим, играющим на аккордеоне, обрадовался такому повороту сюжета. А вот мама - учительница - была от этого в шоке. - Прим.И.П.)

- Да уж, жизнь моя действительно круто изменилась! - смеется режиссер. - Но это решение пришло ко мне само по себе, без чьего-либо влияния. У меня просто появилось желание попробовать себя в создании новых миров, расширить свою жизнь за счет моих героев - вместе с ними путешествовать, переживать невероятные приключения! Именно за этим я вернулся в Москву, и действительно не сказал об этом даже друзьям, чтобы они не засмеяли в случае неудачи! Но, слава Богу, у меня получилось подтвердить известное высказывание: нельзя утверждать, может этот человек быть режиссером или нет - ему нужно дать возможность попробовать и тогда всё станет ясно. Кстати, первая специальность физика мне очень пригодилась и выручает по сей день. Ведь профессия режиссера - производственная: голова должна быть как компьютер, напичкана самыми разными знаниями, которые на съемочной площадке могут понадобиться в любой момент.

ЖЕНА И ДОЧЬ - ДОНЕЦКИЕ МОСКВИЧИ

- Юрий Викторович, несмотря на то, что вы живете в Москве достаточно давно, ваша жена - дончанка...

- Да, знаете, есть такая старая традиция, согласно которой нужно жениться на девушке с соседней улицы. У меня так и получилось: я жил на улице Артема, а Ирина (она закончила консерваторию по классу фортепиано) - на Комсомольском проспекте. Кстати, наша дочь Юлия тоже родилась в Донецке! В тот период я только начинал делать карьеру в Москве и поэтому собственной квартиры здесь еще не было. В общем, какое-то время я каждый месяц приезжал в Донецк, чтобы увидеть жену и дочку. А уже потом перевез их в наш новый дом в российской столице. В общем, у нас семья дончан и мы часто вместе приезжаем на родину. Я, например, последний раз был здесь в августе - проведал маму, побывал на могилке отца, прошелся по знакомым улицам.

- Многое изменилось?

- Внешне - да. Но поскольку я всегда слежу, как живет родной город, то ничему не удивляюсь: радуюсь, когда происходит что-то хорошее, и огорчаюсь, если случается плохое. И с мамой часто общаюсь, поэтому в курсе даже того, что сейчас в Донецке плохо топят. Вот в Москве - жара!
 
- По поводу вашей дочери - она снялась в вашем новом фильме «Гамлет. История продолжается» в роли Офелии. Это вы так по-родственному ее продвинули?

- На самом деле я давно предлагал Юле поработать со мной, но она всё время отказывалась. Но когда зашел разговор о Гамлете, она вдруг сама попросилась на пробы. Более того, дочь  смогла убедить меня, что может стать тем ангелом, которого приносят в жертву. В целом я доволен результатом - в фильме много молодых актеров-дебютантов и Юлия на их фоне смотрится очень хорошо. Хотя если она надумает стать актрисой - ей придется подучиться. Ведь сейчас она заканчивает факультет журналистки МГУ. Учится, к слову, на «отлично»!

- Чему удивляться? В вас пошла!

- Наверное, это нескромно, но у меня действительно не было ни одной «четверки». Я получал повышенную стипендию, даже доучился до Ленинской. В то время это было уже как-то непопулярно и я пытался отказаться. Но мне сказали: «Их всего две на весь институт! Это большая честь!» В общем, заставили...

- Зато сейчас вас уже никто не может заставить. В том числе, отказаться от мечты о космосе! (Несколько лет назад Кара хотел снять фильм по роману Чингиза Айтматова «Тавро Кассандры» прямо на станции «Мир» и даже получил «добро»! Но в последний момент руководство Роскосмоса передумало брать в полет Владимира Стеклова... - Прим. И.П.)

- Да, я всё еще хочу своими глазами увидеть космос и снять об этом фильм! Кто знает, может быть, в самое ближайшее время мне удастся ее осуществить!

- Значит, именно этого «Донбасс» и желает вам в День рождения! А еще, чтобы вы однажды приехали на родину не погостить, а поработать - снять фильм, действие которого происходило бы в Донецке!

- Я бы с радостью! Но кино - вещь дорогая. Вот если бы донецкие «отцы» увлекались не только футболом, то мы бы эту идею реализовали. Надеюсь, еще всё впереди. А пока я тоже хочу пожелать всем жителям области здоровья и сил, чтобы противостоять гриппу. И чистого воздуха! Когда я приезжаю ночью в Донецк, то сразу понимаю, что об экологии сейчас никто не помнит: раньше воздух всё-таки чистили и контролировали, кто что выбрасывает в атмосферу в темное время суток. Хотя, конечно, я люблю свой родной город даже таким!

ДОСЬЕ «ДОНБАССА»

Юрий Кара учился в двух донецких школах - сначала 70-й, потом 17-й (параллельно еще и в музыкальной), а затем поступил в Московский институт стали и сплавов (физико-химический факультет). После окончания учебы (в 1978 году) работал инженером-радиофизиком в Донецке.

В 1982 году поступил во ВГИК (мастерская Герасимова и Макаровой). Успех ему принесла дипломная работа «Завтра была война» по повести Бориса Васильева. Кинокартина была продана в 48 стран мира. Это был дебют в кино Натальи Негоды, с которой снялись уже известные актеры Сергей Никоненко и Вера Алентова. В 1988 году вышли «Воры в законе» (с Валентином Гафтом и Анной Самохиной) - один из самых кассовых фильмов за всю историю кино СССР. Затем были «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» (с Алексеем Петренко и Евгением Евстигнеевым), «Мастер и Маргарита» и другие фильмы. Одна из последних работ - «Королёв» (с Сергеем Астаховым и Сергеем Юрским), который Кара представил в Донецке в прошлом году.

ШЕКСПИР ХХI ВЕКА

- Еще в студенческие годы я мечтал снять современный вариант самой известной трагедии Шекспира, - рассказал Юрий Кара «Донбассу». - Пьеса уже четыреста лет на сцене, и каждое поколение открывает в ней что-то важное для себя. Другое дело, что вопросом «Быть или не быть?» нужно задаваться значительно раньше, чем это делали вполне зрелые герои Кеннета Браны, или Смоктуновский в сорок лет, или тем более Лоуренс Оливье в пятьдесят. Поэтому и актерский состав для фильма выбран молодежный. В двадцать лет человек уже достаточно зрел, чтобы думать и о любви, и о том, как поступать в жизни. К тому же ценности, которые исповедовал Шекспир, - то есть Гамлет должен был подняться над суетой, над самим собой и отомстить за отца, - сегодняшние Гамлеты понимают по-другому. И вопрос «Быть или не быть?» решают принципиально иначе: а нужно ли мне опускаться до уровня убийц, до кровной мести, до средневековых законов? Это внутреннее сопротивление героя и будет основой картины.

Армен Джигарханян. Гамлет.

В трагедии Шекспира два могильщика, но Кара переписал этот эпизод специально для Армена Джигарханяна.

Одна половина занятых в фильме актеров - дебютанты. Зато другая - сплошь знаменитости. Клавдия играет Дмитрий Дюжев, Гертруду - Евгения Крюкова, Озрика - Виктор Сухоруков, а Армен Джигарханян стал Могильщиком.

Несмотря на то, что Гамлет станет нашим современником, гоняющим на яхте и участвующим в байкер-шоу, сюжетная линия фильма (который выйдет на экраны в 2010 году) развивается строго по Шекспиру


Ирина Панская.
Читайте также: