Дмитрий Гнатюк: Чувствую, что уже пора закругляться

Дмитрий Гнатюк продемонстрировал дончанам, что, если правильно ласкать голос, пользоваться им можно очень долго.

Завтра в донецком оперном театре пройдет торжественное закрытие «Прокофьевской весны» - фестиваля, собравшего лучшие коллективы Украины и России, а также признанных мастеров певчевского искусства, исполняющих произведения нашего легендарного земляка-юбиляра.

Одним из самых дорогих гостей стал народный артист СССР, Герой Украины, оперный певец мирового уровня (в 60-е пластинки с его «Рушником» разошлись по планете 17-миллионным тиражом), худрук и главный режиссер Национальной оперы Дмитрий Гнатюк, которому две недели назад исполнилось 86 лет. Несмотря на возраст, кумир вождей пролетариата прошлого века - его любили слушать Сталин, Хрущев, Горбачев, Мао Цзэдун, Фидель Кастро - выглядит вполне бодро. Чувствует себя так же. И готов сутки провести в дороге ради того, чтобы спеть всего две песни.

- Я бы, конечно, с удовольствием и все два часа выступал, - признался Дмитрий Михайлович журналистке «Донбасса». - Но я приехал к вам спонтанно, без особой подготовки, более того, уже завтра утром мне снова нужно быть в Киеве - у нас там с коллегами из театра важная встреча. Поэтому дончане услышали в моем исполнении только русский романс «Гори, гори, моя звезда» и украинскую лирическую «Сміються, плачуть солов'ї» - мне же на поезд надо успеть! Вообще я уже давно хотел побывать на родине Прокофьева, но всё был занят и откладывал визит. А тут такой повод, что отказаться просто невозможно!

- Вы неразрывно связаны с донецким краем как режиссер-постановщик оперы «Запорожец за Дунаем» на сцене нашего театра. Она и сегодня есть в репертуаре. А к Сергею Прокофьеву какое имеете отношение?

- Увы, мне не довелось быть знакомым с великим композитором лично. Тем не менее, в моей душе есть такое чувство, что мы с ним всё-таки общались. Оно появилось у меня в период работы над постановкой его оперы «Война и мир» - премьера состоялась в 2003 году. Это произведение написано настолько удачно, что, кажется, лучше и невозможно: каждый из образов имеет свой чрезвычайно выразительный лейтмотив. Все полтора месяца, в течение которых я трудился над спектак-лем, будто подпитывался положительной энергетикой. Знаю, что даже артистам пелось особенно легко и в удовольствие. Это удивительное влияние музыки Прокофьева мы чувствуем и до сих пор, ведь опера регулярно идет на сцене, мы показываем ее за границей - уже звучала в Швейцарии, Швеции, Германии. А в следующем году повезем во Францию.

- Дмитрий Михайлович, как вам удается в таком возрасте оставаться легким на подъем?

- Всё дело в том, что я сам себя убеждаю: хочешь не хочешь, а надо ехать, там тебя ждут люди! Потом, как человек обязательный, собираюсь и еду. Хотя понимаю, что уже надо успокоиться. И жена постоянно просит: да побудь же ты дома! Эх, не видели вы меня пару лет назад, до того, как я поломал ногу! Я еле восстановился: меня так лечили, что чуть не залечили! А сколько денег потратил! Вы не представляете - даже вспоминать не хочется!

- Главное, что голос не пострадал!

- Слава Богу! Да, он у меня сохранился. К сожалению, сегодня немножко хриплю - недоспал плюс сквозняки в поезде. Но ничего - справлюсь.

- Поделитесь секретом, что надо делать, чтобы и в 86 лет оставаться певцом?

- О-о, за такую долгую творческую жизнь у меня столько рецептов насобиралось! Самое главное - нужно ласкать голос, только тогда есть шанс его сохранить. Это значит, что к голосу нужно относиться, как к живому. Он давно приучил меня к мысли: как ты со мной обращаешься, так я и буду звучать. Нельзя кричать, злиться, обижаться. К слову, успех оперного певца ведь не только в голосе. У нас сейчас есть целая плеяда исполнителей, которые на сцене умеют только петь. А если по-настоящему, то нужно в себе развивать и актерские данные.

- Сейчас работаете над какой-то новой постановкой?

- Нет, занимаюсь обновлением тех, которые создал прежде - двадцать-тридцать лет назад. Чувствую, что уже пора закруг-ляться, поэтому хочу оставить их в достойном виде.

Наследники подались в филологи

К сожалению, первому исполнителю нетленных хитов «Два кольори», «Чорнобривці», «Черемшина» сегодня некому передать свои музыкальные знания. Однако он сам по этому поводу не переживает. Говорит: «Главное, что у меня отличная семья. А поющая или нет - это уже не так важно!».

- Да, так получилось, что и сын, и внук унаследовали от супруги Галины Макаровны тягу к языкам - она у нас доктор филологических наук, профессор. Сын Андрей преподает французский в университете, внук Дима склоняется в ту же степь. Я никогда не пытался заставить мальчишек пойти учиться в консерваторию. Зачем? Каждый в этой жизни должен заниматься своим делом. Хотя Дмитрий мог бы петь. У него абсолютный слух! А еще голос был чудесный! Когда ему было три года, то, проезжая с родителями мимо оперного театра, он обязательно начинал петь - громко так, на весь троллейбус. А когда люди вокруг смеялись, он серьезно интересовался: «Чего это вы? Тут мой дед работает. Его, как и меня, зовут  Дмитро Гнатюк!». Но в четыре года внуку вырезали гланды, и голос пропал.

150 километров - и я на даче!

- Дмитрий Михайлович, говорят, что вы до сих пор находите время не только для разъездов по стране, но и для работы в саду…

- Конечно! Сад для меня - это всё! В этом году еще не было времени туда съездить. Но со дня на день уже поеду на свою любимую дачу! Она у меня, конечно, не под Киевом, не в каком-то престижном районе - 150 километров надо ехать: на границе Полтавской, Черкасской и Киевской области. Зато там нет радиации - я долго искал такое место. А раньше у меня была фазенда недалеко от Чернобыля.


Ирина Панская. Фото Ольги Кононенко.
Читайте также: