Доктор Зоя отмечает именины. Девяностые

Не соскучишься с такими правнуками: Богдан, Вика и Таня поддают задора прабабушке.

Зою Григорьевну Дзюбу в Торезе знают как доктора, работавшего педиатром в поселках шахт №3/бис, «Червона Зірка», затем она возглавляла городскую больницу № 2. А перед окончательным выходом на пенсию была доверенным врачом в теркоме профсоюза объединения «Торезантрацит». Опекала санатории-профилактории, занималась оздоровлением горняков. Сегодня, 26 февраля, она отмечает 90-летие.

С юмором бабушка

Наблюдая, как на ковре детвора мастерит поделки из конструктора, тут же разбирая их, что-то переделывая, невольно подметили: молодцы, не мешают взрослым беседовать. Старший Богдан, не поднимая головы, обронил: «Сам удивляюсь, чего это мы не проказничаем». А прабабушка Зоя так оценила их старания: «Артель - «Напрасный труд». В свои годы она и не собирается терять чувство юмора. Если бы не проблемы со слухом, то ее увлекательный рассказ о житье-бытье - слушать, не переслушать.

Зоя Григорьевна решила признаться, что сегодняшний день, когда придут в гости бывшие сослуживцы и соседи, не настоящий ее день рождения… Она родилась чуть раньше, а поскольку 26 февраля именины Зои, то и вписали родители в метрику именно этот день. А явили ее на свет Божий два провинциальных медика - Григорий и Любовь, работавшие в Воронежской губернии фельдшером и акушеркой. Отец учился медицине в Польше, а матушка - в Петербургском институте повивальных бабушек, то есть акушерок. В старших классах они отправили Зою к родственникам в Харьков, чтобы не выросла «деревенской девкой».

Медик победил педагога

Она и не выросла такой. Во-первых, у ее родителей не забалуешь, во-вторых, и сама стремилась учиться. Окончила школу, затем пединститут (до сих пор в семейном архиве хранятся и студенческий билет 1938 года, и зачетка), а потом - медицинский, стала педиатром. Жизнь же свою посвятила медицине, как отец и мать. Им, вспоминает Григорьевна, тяжко приходилось. Они обслуживали не только свое село Матренка, но и, как настоящие земские врачи, всю округу. Для выезда имели «скорую лошадь», которая «вездеходом» была для воронежских черноземов. Лечили всех, являя собой образец бескорыстия. Дочку поучали: «И нитки не бери с пациентов: если человек болен, у него двойной расход!»

И папу, и маму Зои Григорьевны за труд наградили орденами Ленина. Из всех наград у родителей и дочки совпадает звание «Отличник здравоохранения», только Зоя Григорьевна получила его в 1982 году, а отец - в 1944-м.

Зоя Дзюба. Этот снимок был сделан лет восемьдесят назад…

Этот снимок был сделан лет восемьдесят назад…

В наши края приехала вместе с супругом. Познакомились в Воронеже. Он учился в сельхоз­институте. Моисей Овчинников (супруги носили свои «девичьи» фамилии) - фронтовик, очень тяжело был ранен, бедолаге разворотило грудь так, что еле выжил. А вот в семейном архиве удостоверение: гвардии сержант Овчинников награжден в январе 1944-го медалью «За отвагу». Наград у него было много, но его славное фронтовое прошлое не прельщало родителей Зои. Как они ее отговаривали: тяжело, дочка, с инвалидом жизнь прожить. Куда там! Любовь! На всю жизнь она их соединила… Супруг получил распределение в Донбасс, работал в совхозе «Чистяковский», был парторгом.

Зоя трудилась в больницах разных шахтерских поселков, долгое время руководила горбольницей №2. Вспоминает работу с такими светилами городской медицины, как травматолог Марк Израилевич Ланда, поднявший на ноги сотни горняков, Борис Данилович Колесников, который позже возглавлял Донецкий диаг­ностический центр.

Людмила - милая людям

Деток своих не было, но дочка у них все же появилась. Кто-то оставил на пороге больницы малютку двух-трех месяцев, ее супруги и удочерили. Людмила сейчас не без слез рассказывает, что, уже будучи взрослой, узнала правду. До этого до нее только слухи доходили, что она не родная дочь.

Зоя Григорьевна вспоминает, какими трудными были послевоенные годы. Как много малышей болели дифтерией, менингитом, иногда приходилось спасать их без помощи специалистов, беря на себя всю ответственность, ибо медлить было нельзя. Помнят люди любимую докторшу! Совсем недавно ее навестила мама, сына которой она спасла, рискнув самостоятельно сделать операцию на горле.

Когда дочка подросла, пошла учиться в медучилище. Мама настояла: попробуй ослушаться. Она в доме была «главнокомандующим».

До сих пор на каблучках

- Жить надо в борьбе, - философски выдала Зоя Григорьевна.

- С кем бороться?

- Да с самой жизнью, - не задержалась с ответом. - Она полна стрессов, а все надо терпеть - и разочарования, и боль.

Вот так терпела в юности Зоя очень долго не заживавшее осколочное, «чепуховое», как она выразилась, ранение ноги.

- Попала под бомбежку, не успела сообразить, где укрыться: на сухом бугорке или в яме с жижей. - Решила в жижу плюхнуться, да хорошо, что не успела: именно туда упал снаряд… Очнулась, не слышу ничего, только нога болит. В госпитале и лечилась, и работала… А проблема осталась на всю жизнь: чтобы не заметно было, что прихрамываю, до сих пор хожу в туфельках на каблучках. Некоторые же думают, что для форса.

Зоя Григорьевна и сейчас не скучает без общества. Правнуки тут крутятся - это детки двух внучек. В церковь ездит. Газеты читает от корки до корки. Без очков!

Перед юбилеем вместе с нами пересмотрела семейный архив, некоторые фотографии датируются еще 1906 годом. Много оригинальных (даже на стекле) портретов пациентов родителей нашей юбилярши. Такую благодарность они принимали от них! Здесь и наградные листы, и фронтовые документы… Все это останется потомкам.

У правнуков свои маленькие планы на будущее: Вика мечтает стать музыкантом, Богдан - архитектором, а на медика хочет выучиться Танюшка. У нее есть детский медицинский наборчик, она им «обследует» бабу Зою и советует беречь себя.

С юбилеем, Зоя Григорьевна!


Николай Котлубей, Валентина Постнова.
Читайте также: