Вандалы изувечили танк

Одна  «тридцатьчетверка» погибла на роковой высоте осенью сорок третьего.  Вторую, установленную взамен сожженной, уничтожили нынешние отморозки.

Две боевые машины Т-34 погибли на околице старобешевского села Петровское. Одна - осенью сорок третьего года прошлого столетия, вторая - в наши дни

На безымянной высоте - лихие людишки

Ничто  не вечно под луной. В том числе и памятники, сооруженные в честь воинов-освободителей,  изгнавших гитлеровских оккупантов за пределы области. Но сроки пребывания обелисков на  земле сокращают не ветер, не дождь и даже не ржавчина, а лихие людишки без стыда и совести. Если собрать воедино все снимки, сделанные мною на безымянной высоте у села Петровское Старобешевского района,  то получится наглядная повесть о том, как установленная здесь «тридцатьчетверка» методически разрушалась вандалами.

Пять лет тому  назад «металлисты» вскрыли  броневую защиту и демонтировали двигатель. Заодно боевая машина лишилась коробки передач и нескольких других жизненно важных узлов.

Год спустя. Неизвестные извлекли всю «начинку», начиная от орудийного замка и заканчивая мелкими деталями.

Через десять месяцев после этого добытчики  металлолома сняли вначале правую, а  затем левую гусеницы. На лобовой броне появились следы газового резака.

В том же сезоне, с благословения местных властей, «тридцатьчетверка» была продана по сходной цене донецкому предпринимателю К. Танк отбили совместными усилиями aгpapии и работники райотдела милиции. Иномарка предпринимателя, тягач и автомобильный кран были отправлены на штрафную площадку. Причастность председателя сельсовета к операции доказать не удалось.

Обожженные траншеи

После скандальной истории  «металлисты» на некоторое время оставили боевую машину, вернее, ее останки, в покое. Но ненадолго. Во время недавнего восхождения на безымянную высоту была установлена недостача катков, общий вес которых, по прикидкам, составлял более полутора тонн. При более детальном осмотре выявлено,  что отморозки пытались демонтировать орудийный ствол. Не хотелось бы думать, что к последней операции причастны студенты, оставившие здесь координаты своего учебного заведения.

Но это не все обнаруженные изменения. Высота с сохранившимися оборонительными сооружениями гитлеровцев в тот день мало чем отличалась от обугленной головешки и была совершенно безжизненной. А что, спрашивается,  делать козявкам и мелким зверушкам на обугленной земле? Которые если и уцелели во время пала, то убрались подальше от танка, братской могилы и  крестов сельского кладбища у подножья высоты.

По рассказам немногих свидетелей, она выглядела точно так же осенью сорок третьего. Передовые отряды освободителей уже подходили к железнодорожной ветке Сталино - Мариуполь, а  здесь, на правом берегу Кальмиуса, еще шел бой. Окончательную точку в нем поставила прорвавшаяся с тыла «тридцатьчетверка». Как рассказывают очевидцы, за бронированной машиной тянулся шлейф дыма, однако ее экипаж не дрогнул. Танк взорвался, когда впечатал в землю расчет последнего орудия. После этого уцелевшие гитлеровцы прекратили сопротивление.

Спустя 66 лет огонь вновь пришел на эту  землю.

Нищим духом оправданья нет

Штурмовавшие высоту на правом берегу Кальмиуса бойцы, наверное, считали, что  оккупанты навсегда изгнаны за пределы донецкой степи. Увы, события последних  десятилетий опровергли бытовавшее мнение. Нелюди и сегодня творят свое черное дело. И представлены они не только изувечившими танк отморозками.  Что взять с человека, живущего по законам брюха. Такой,  не задумываясь, потащит скупщику металлолома  даже оградку с могилы собственной бабушки.

Здесь в первую очередь повинны те, кто довел подданных до материального и морального обнищания. Впрочем, этот грех не мешает им жертвовать деньги на храмы и служить подсвечниками у церковного алтаря.

Поэтому произошедшие с танком-памятником метаморфозы немало говорят о происходящих сегодня в обществе процессах разложения. Правда, это ни в коей мере не может служить утешением, а тем более оправданием перед памятью тех, кто 66 лет тому назад освободил наш регион от ига коричневой чумы.


Юрий Хоба. Фото автора.
Читайте также: