Что завещал Юз и как вооружали Ангелину

 Елена Шевченко демонстрирует материалы по гимназистке начала прошлого века Евдокии Карповой, а ее зам. Карина Новикова - «Ревизские сказки» 1835 года.

Накануне Дня работников архивных учреждений, который отмечается сегодня, 24 декабря, корреспондент «Донбасса» побывал в Государственном архиве Донецкой области (ГАДО), чтобы познакомиться с самыми интересными из собранных здесь двух миллионов дел, посвященных истории нашего края.

Здесь работали даже князья


Чаще всего жители края интересуются историей населенных пунктов, подтверждением своих имущественных прав, ищут сведения о предках (генеалогия), документы для реабилитации родственников. Люди приходят самые разные - от бедных пенсионеров до… князей. Из последних были, к примеру, грузин Вачнадзе и поляк Славицкий, имения предков которых некогда располагались на нашей земле.

Надежда Буценко с копией завещания Джона Юза (1889 г.).

Надежда Буценко с копией завещания Джона Юза (1889 г.).

- Учитывая, что мы архив - исторический, здесь хранятся документы предприятий, учреждений, - рассказывает директор ГАДО Надежда Буценко, окончившая Московский историко-архивный институт и пришедшая сюда в 1976-м архивистом. - Всё, что касается проживания людей - это паспортные столы, рождения и смерти - загсы. Но дело в том, что до образования загсов подобные записи вели священники. И мы располагаем соответствующими метрическими книгами по 1920 год. С ними работали князья, да и вы, когда собирали данные о Герое Соцтруда, министре угольной промышленности СССР Александре Засядько (статья «Засядько родился на день раньше» вышла в «Донбасс. Субботе» от 4 сентября. Прим. А.К.). Увы, часть бумаг канула в Лету, особенно во время войны. Те же, что сохранились, а среди них - записи о рождении Александра Ханжонкова, браке Архипа Куинджи, - либо вывозились в эвакуацию, либо прятались на чердаках и в подвалах.

Впрочем, если вы решили заняться генеалогией, пользоваться лучше «Ревизскими сказками». Так раньше называлась перепись населения. «Если в метрической книге вы видите просто фамилию человека, то в «…сказках» - полные сведения о семье», - отмечает Надежда Дмитриевна, показывая экземпляр… 1835-го года.

Кольцо Императрицы и карта богатств

Одним из интереснейших документов является нотариальная копия завещания Джона Юза образца 1889 года, хранимая в фонде Новороссийского общества каменноугольного, железного, стального и рельсового производства. Читая его, можно узнать, кому знаменитый промышленник, состояние которого превышало 1 млн. рублей золотом, оставил бриллиантовое кольцо, дарованное Ее Императорским Величеством, серебряный сервиз и акции. Имеется и копия древней карты семнадцатого века, где есть место рождения Джона, а также заверенная копия свидетельства о его смерти.

Забавно рассматривать списки кандидатов в местные органы власти образца 1907 года. В основном это землевладельцы и… настоятели церквей.

Начальник отдела обеспечения сохранности, учета и научно-справочного аппарата Елена Шевченко и ее заместитель Карина Новикова демонстрируют уникальные документы об образовании, где можно увидеть, как учились в Юзовке в 1914 году. Над оценками - сведения о происхождении (немало крестьянских детей!) и вероисповедании. Рядом с фото (некоторые из них вполне прилично сохранились) - сургучная печать. Последние кое-где раскрошились, а вот бумага еще держится.

Елена Мечиславовна показывает старинную карту области войска Донского, где видна часть теперешней Донетчины. Даже названия отдельные остались теми же - Мушкетово, Рутченково, Ясиноватая, Доля.

- А вот - геологическая карта полезных ископаемых нашего края, - разворачивает Шевченко красивое цветное полотнище. - Выпущена в тяжелые двадцатые годы в Петрограде в количестве четырех тысяч экземпляров.

Хранить вечно…

В фондах личного происхождения - документы ученых, писателей, историков,  деятелей культуры, ударников. Среди последних - Бридько, Северинов, Литвиненко, Ангелина.

Родственники уроженки Старобешево Прасковьи Никитичны Ангелиной, которая на тракторе «напахала» на дважды Героя Социалистического Труда, передали в архив оригиналы грамот, полученных ею в 1935-м. А также - удостоверение на ношение холодного оружия (подписано 15 октября 1936-го начальником райотдела НКВД). Что за нож или штык носила при себе легендарная Паша - поди теперь узнай… Удостоверение это она продлевала несколько раз, вплоть до эвакуации в 1941-м. Еще один раритет - пропуск на хождение по Москве после часу ночи образца 1944 года.

Подлинные грамота, удостоверение на ношение холодного оружия и пропуск на ночные прогулки по Москве легендарной Паши Ангелиной.

Подлинные грамота, удостоверение на ношение холодного оружия и пропуск на ночные прогулки по Москве легендарной Паши Ангелиной.

Масса документов посвящена деятельности комиссий, которые расследовали зверства фашистских оккупантов и ущерб, причиненный ими региону. Списки угнанных в Германию (есть даже письма некоторых из них,  с фото, пришитыми нитками к заплаканным листкам), уничтоженных («Свыше 3-х тысяч граждан, извлеченных из алебастровой шахты г.Артемовска, расстрелянных, замученных и заживо замурованных немецко-фашистскими захватчиками. 1943г. ГАДО, Фонд фотодокументов, оп.1 «Оккупация», №1). Опознание трупов, протоколы допросов... Что-то писано от руки, что-то напечатано на машинке. Много-много фамилий тех, кого уже нет. И обязательная приписка - «Хранить вечно».

А вот документ о заседании облсовета 22 декабря 1943 года, вскоре после освобождения. Распоряжения о ремонте тракторов, трудоустройстве для инвалидов. Восстановлены такие-то мосты, посажено свыше 700 тысяч кустарников и деревьев. В феврале 1944-го местная власть уже озаботилась созданием областного драмтеатра и восстановлением филармонии!

Разглядываю исторический документ двадцатилетней давности - анкеты воинов, служивших в Афганистане. На 118 листах - то скупые данные, то мини-романы - о самых страшных боях, о погибших товарищах. И выводы типа: «Раз уж нас вели туда, надо было продолжать борьбу. Хоть до какого бы то ни было конца.. Иначе, выходит, всё было зря...»

Еще бы сканер и капремонт!


Хоть архив и является очень консервативной структурой, новые веяния не обошли стороной и его.

- Мы первыми из украинских коллег начали переводить документы в электронный вид, - рассказывает Буценко. - Благодаря облгос­администрации в 2004 году за 200 тысяч гривен - очень приличная по тем временам сумма! - купили книжный сканер. С его помощью делаем оцифровку самых старых документов, чтобы не выдавать оригиналы. Но дело движется чрезвычайно медленно. Нам необходим еще один такой сканер, новые компьютеры (60% из имеющихся 33 - устарели), серверный шкаф.

Нехватка финансов и кадров (вместо 126 человек трудится всего 50) и приводит к тому, что работники архива «днюют и ночуют» в зданиях, которым крайне необходим капитальный ремонт (одно построено в 1966 году, второе - в 1973-м).

- Нужна полная модернизация вентиляции, кондиционирования, требуется и мини-котельная, - перечисляет Надежда Дмитриевна. - Ведь колебания температуры разрушают ценнейшие документы. Может наступить такой период, что мы откроем один из них, а прочесть ничего не сможем.

Секретов почти не осталось

Когда в 1991-м объявили о выплатах узникам Германии,  дела, которые лежали с 1943-го невостребованными, стали чрезвычайно нужны. Из Донецкой области оккупанты вывезли 260 тысяч человек! Часть списков, в которых были занесены их имена, сохранилась.

- И это стала наша первая электронная база, - подчеркивает Буценко. - Благодаря тому, что ее набрали в компьютере, нужные справки мы выдавали оперативно. А у других областных архивов люди стояли ночами.

Недавно здесь рассекретили характеристики столицы края за 50-е годы. Площадь города, жилфонд, водопровод, протяженность трамвайных путей… Оказывается, имелось 58 клубов, в которых могли бесплатно заниматься ребята.

- Сейчас клубов, наверное, больше, но они все ночные, - вздыхает Надежда Дмитриевна. - Платные и учат совсем не тому, чему хотелось бы…

По словам директора, засекреченных документов осталось всего пять сотых процента от прежнего количества. А именно - 860. Вскоре придет и их час. Чтобы, как и многие другие, они заняли свое место на полке, терпеливо ожидая, когда придут те, кому они нужны.

Помогли 50 тысячам пенсионеров

После развала Союза документы, которые подтверждают стаж человека, оказались бесхозны. В 1992-м именно архивисты нашей области выступили с инициативой обеспечения сохранности таких бумаг. Но лишь через семь лет появился первый трудовой архив - в Авдеевке.

- Дело в том, что вообще не существовало соответствующей нормативной базы, - объясняет Надежда Буценко. - Спасибо, теперешний президент Виктор Янукович, когда уходил из губернаторов в премьеры, издал распоряжение, которое дало толчок появлению трудовых архивов сначала на территории нашей области, а потом и по всей Украине. Сейчас наш вклад в дело соцзащиты населения - около 400 тысяч дел, благодаря которым более 50 тысяч граждан подтвердили свое право на пенсию.

Два миллиона дел и предок «Донбасса»


До 1917 года государственных архивов не было, документы хранились в ведомствах. В двадцатых годах прошлого века у нас появилось губернское архивное управление, а в тридцатых - более солидные учреждения на территории теперешних Артемовска, Мариуполя и Донецка. В 1991-м документы бывшего обкома Компартии Украины вошли в состав госархива области.

- У нас хранится около двух миллионов дел, первые из которых датированы семнадцатым веком, - рассказывает Надежда Буценко. - А состоит каждое из 200-300 листов. Также имеется свыше 15 тысяч фотодокументов, более трех тысяч киноматериалов, более 14 тысяч томов исторической, краеведческой, политической и справочной литературы, около 7,8 тысячи экземпляров журналов, свыше 4,3 тысячи подшивок газет (есть даже номер «Диктатуры труда» за 1920 год - именно из нее позже вырос теперешний «Донбасс»), более 1,9 тысячи листовок.


Андрей Кривцун. Фото автора.
Читайте также: