Чиновники разрешили лечить сердца на месте

Старшая сестра кардиологии Татьяна Дубровинская помогает молодой палатной сестре Александре Кравец освоить новенький кардиограф.

Настоящую панику среди жителей Артемовска Донецкой области посеяло известие о закрытии кардиологического отделения центральной районной больницы. Ведь только в 2010 году в городе и районе было зарегистрировано 85977 больных именно с сердечно-сосудистой патологией, одних инфарктов местные медики фиксируют до 200 в год.

Кардиология превращается в сердечно-сосудистый центр


«Всем миром» всё же удалось убедить областных реформаторов от здравоохранения отказаться от подобных намерений: такая экономия может стать фатальной для тысяч больных, которых просто не успели бы довезти до ближайшего кардиологического центра в Славянске. Делегация во главе с мэром Артемовска Алексеем Ревой в стенах Донецкой облгосадминистрации отстояла кардиологию, предложив, в свою очередь, создать сердечно-сосудистый центр на 60 коек именно в Артемовске.

- У нас хорошая база. Да и обидно, если опытные кардиологи работали бы в терапии, где их знания не были бы востребованы в полной мере, - высказала мнение «Донбассу» старшая сестра кардиологического отделения Татьяна Дубровинская, демонстрируя оснащение реанимационных палат и процедурных кабинетов.

«Сердечным» больным уже можно не беспокоиться, но в связи с экспериментальной «Программой экономических реформ на 2010-2014 годы», которая проводится в Донецкой, Днепропетровской и Винницкой областях, без оптимизаций (читай - сокращений) в местной ЦРБ всё же не обойтись. Причем это, скорее всего, не коснется административного аппарата. По словам главного врача ЦРБ Валентина Бледнова, Артемовск уже и так много лет экономит на чиновниках: в городе действует объединенная система здравоохранения, в которой нет отдельных гор-, рай-«здравов», всё подчинено единой системе управления на базе Центральной районной больницы.

- Убежден, что такая административная реформа «сверху» - не выход! Громада сама должна решать, какая структура здравоохранения ей нужна: именно информационный голод рождает слухи и страх. Сейчас этот эксперимент больше похож на минимизацию расходов государства, чем на реформу во благо людей, - считает Валентин Петрович.

По распоряжению главы государства, уже в апреле должны быть сформированы госпитальные округа. В Артемовске на базе ЦРБ будет создан округ на 340 коек, где начнут проходить лечение второго уровня (стационарное) жители города, района, Соледара и Часов Яра. В помещении горбольницы №2 планируется разместить больницу для реабилитации после различных заболеваний и операций, а пребывание в стационаре, например, хирургического отделения, сократить до трех-четырех дней. В рамках округа в поселке Луганское будет располагаться хоспис на 20 коек.

И «семейный врач» сбежала


Об увольнении медицинского персонала речь не идет - скорее, наоборот, об активном их привлечении в город и район.

- Кадровый голод сейчас самая острая проблема. В Соледаре, например, у нас на семь участков два пенсионера-терапевта. Да и вообще, 33% врачей пенсионного возраста. Вот с чего нужно начинать реформу - с поднятия престижа профессии, чтобы молодежь хотела идти к нам работать! - уверен Валентин Бледнов.

Переход на «семейную медицину» пока успешнее всего идет в сельских ФАПах и амбулаториях: единственный на всё село доктор просто вынужден быть профессионалом во всех направлениях. В городах желающих менять узкую специализацию на общий профиль не находится, а молодые специалисты не выдерживают нагрузки и маленькой заработной платы.

- В прошлом году наш молодой «семейный доктор» просто сбежала в фармацевтическую компанию. И я ее понимаю: как прожить на тысячу гривен? - констатирует главврач.

Скорая помощь для «скорой»


Протяженность Артемовского района более 80 километров, поэтому в реформе в первую очередь, по словам главврача, нуждается система «скорой помощи»: «Это первый уровень медицинской помощи, без своевременного предоставления которой не имеет смысла все остальное».

Вместо шести отделений при больницах, где есть всего одна машина, сформируют самостоятельные подстанции с несколькими бригадами для выезда. Правда, медицинские чиновники еще не решили, за чей счет будет финансирование: то ли государственного бюджета, то ли системы МЧС. Также еще не решен вопрос, из местных или областных бюджетов начнет финансироваться стационарное лечение.

И таких «белых пятен» в истории экспериментальной реформы предостаточно. Однако, пока государственные мужи ломают голову над тем, как бы сделать лучше при меньших затратах, народ продолжает нуждаться в медицинской помощи. И вряд ли непрозрачные и непонятные изменения в сфере здравоохранения добавляют ему уверенности в собственном выздоровлении.

Реформа в трех городах


В горбольницах Северска, Соледара и Часов Яра планируется кардинальное сокращение. Здесь будут созданы участковые больницы, в которых останутся только отделения педиатрии, терапии и неврологии, не требующие круглосуточной профессиональной помощи - ургентного дежурства врачей. Весь хирургический комплекс переместится в Артемовск. Общее количество больничных коек сократится больше чем в два раза: в каждой из больниц останется всего 40 мест (на данный момент: 100, 90 и 80 соответственно). Всем медицинским работникам найдется место: после реорганизации больниц они будут вести прием в местной поликлинике и в дневном стационаре. Тут же появится проблема пустующих площадей: в Соледаре и Часов Яре большие типовые больницы, которые быстро придут в негодность без должного обслуживания. Главврач активно отстаивает позицию сохранения этих помещений в коммунальной собственности: в городе нет ни учреждения для престарелых и ветеранов, ни ночлежки для бездомных, которые можно было бы разместить на освободившихся территориях.


Елизавета Гончарова. Фото Александра А. Дьяченко.
Читайте также: