Иван Кучин: "Украинский гимн я слушаю стоя!"
В Донецке побывал человек, которого все любители шансона, а точнее - авторских песен, как обозначил творчество сам композитор, ждали ни много ни мало, двадцать лет. Во Дворце молодёжи "Юность" состоялся концерт Ивана Кучина - автора гремевших на вcё СНГ "Человека в телогрейке", "Багульника", переработанной старинной песни "В таверне тихо плачет скрипка". Певец, музыкант и композитор приехал в Донецк за день до концерта, второго ноября. Половину этого дня рядом с гостем провела корреспондент "Донбасса".
Билан топает - а мне смешно
Каким вы ожидаете увидеть человека, известность которому принесли песни на тюремную тематику? Уж точно не хорошо образованным, высокоморальным, честным и скромным. А Иван Кучин именно такой.
В середине девяностых он вынырнул со своими песнями из ниоткуда. Народ услышал "Человека в телогрейке" - и сразу запел. А всё потому, как считает сам Кучин, что каждая его песня - воспоминание из жизни. Профессиональный гитарист (кстати, играл на гитаре в Ялте, даже имел украинскую прописку), выпускник художественно-графического отделения, впервые попал в места не столь отдалённые за кражу музыкальной аппаратуры. А потом - понеслось... Но когда ушла из жизни мама, Иван Леонидович не только круто изменил свою судьбу и всерьёз занялся творчеством, но и стал наставником для тысяч своих почитателей. Живёт вместе с младшей сестрой Еленой в ста километрах от Москвы, в деревне, название которой никому не говорит - не хочет, чтобы соседи узнали, кто он такой. Ездит на старенькой (1995 года) машине. Все заработанные деньги тратит на домашнюю студию, в которой песни записывает только сам. Поэтому на создание не последнего - "крайнего" (как говорят музыканты) альбома "Небесные цветы" у Ивана Кучина ушло восемь лет.
- Альбом "Небесные цветы" я специально сделал лёгким для восприятия, много работал над красивой музыкой. И, наверное, это и плохо, потому что знаковых песен там нет, таких, чтобы перевернули всё. Хотя некоторые из них ждали своего часа годами, как драгоценные вина. Основная часть моих песен была написана в лагере. Например, "Чёрная женщина" - ей уже лет двадцать пять. Когда я её стал записывать, кое-что изменил, но в целом она осталась той же. Кстати, была такая забавная история, связанная с этой песней. Я Интернетом вообще не пользуюсь, провести его ко мне в деревню - слишком дорогое удовольствие, но если где-то в кафе или в аэропорту поймаю wi-fi, то брожу по Всемирной паутине. Недавно наткнулся на видео, в котором какой-то умелец под эту самую "Чёрную женщину" подставил клип Димы Билана. Снято где-то в Америке: идёт женщина в чёрном, в очках - и он ей навстречу, красавец и всё такое. Рот открывает примерно в тему. Так круто! Я хохотал. А потом, говорят, Билан увидел, и песня из Интернета исчезла. Жаль, было забавно. Шоу-бизнес...
- Вы не сотрудничаете с продюсерами, не организовываете пиар-компании и при этом даже за восемь лет зрители вас не забыли. Как думаете, почему?
- Сегодня есть множество исполнителей, которые гораздо популярнее, чем я. У меня просто есть свой авторитет у слушателей, который я ничем не замарал. Главная ценность в жизни - это справедливость, и главная беда - её потеря. Зрители перестали верить в то, что человек исполняет со сцены, это правда. Представьте себе, когда приезжаю на гастроли, часто спрашивают: "Кто тебе так концерт поставил? Такая хорошая постановка, ты так правильно играешь!" И как ты объяснишь человеку, что это не постановка, что я и есть такой на самом деле. У меня нет имиджмейкера. Я не ношу блестящие костюмы, не придумываю шоу-программу, спецэффекты. Я не знаю, как пройдёт ближайший концерт, о чём я буду говорить со зрителями. Единственный человек, у которого я могу спросить совета, - это моя сестра Лена. У нас в семье нет артистов, звёзд. Все равны.
- Говорят, что вы вообще предпочитаете не иметь дела со знаменитыми людьми...
- В Москве я не живу, даже концертов там не даю и не буду. Друзей у меня в столице нет. С шоу-бизнесом связываться не хочу - фальшиво там, грязно, всё за деньги и нет места душе. Я за всю жизнь звёзд видел вживую меньше тебя, наверное. Себя я звездой не чувствую, потому что меня никто не знает, и хорошо. Вот мы сейчас пойдём по центральной улице Донецка, и никто не подойдёт просить автограф. Есть на сцене люди, которых я уважаю, но исполнять свои песни не доверил бы никому, это то, что пережил я сам.
- Получается, чтобы зритель поверил, песня обязательно должна быть о том, кто её поёт?
- Возьмём человека, который работал в ресторане, пел, потом вышел на большую эстраду, как сейчас это происходит, - личность-то его не меняется! И чьи бы песни он ни пел, характер остаётся тот же, и внимательный зритель это почувствует. Людей нельзя недооценивать, они видят в песне больше, чем ты в неё вкладываешь. Человек, который поёт о тюрьме и при этом ничего о ней не знает, вводит людей в обман. Говорит не то, что есть на самом деле, а то, чего нахватался. Вот Миша Круг взял блатной словарь пятьдесят первого года - и начал писать песни. Я двенадцать лет отсидел - и ничего не понял в его текстах. Никто в зоне не говорит на том языке, на котором он писал. И уж, поверьте мне, там шансон никто не слушает.
Концерт Иван Кучин начал, пританцовывая: "Цыганочка с выходом!"
Подростки идут как к авторитету
- Иван Леонидович, вы постоянно общаетесь на своих концертах с поклонниками, даёте им советы. Есть такие люди, которые приходят к вам постоянно?
- Помощь-то моя духовная. Я как пастырь езжу, стараюсь тех, кто ко мне пришёл, вразумить, направить, насколько мне это дано Богом. Кто-то приходит по два, три раза, многих я уже знаю в лицо. Есть такая Лена из Кунгурово (Алтайский край), она за мной ездит почти на каждый концерт. Девочке девятнадцать лет, работает в газетном киоске. Я ей говорю: что же ты едешь, девочка, ты же ничего ещё в песнях моих не понимаешь? А она маму посадит вместо себя в киоске, сумочку в руки - и вперёд за мной на гастроли.
- Кстати, на ваш концерт в Донецке идёт очень много молодёжи, подростков. Как вы это объясните?
- Раньше у нас во дворах были отцы, на которых равнялась молодёжь, какие-то местные авторитеты. Я не говорю о тех, кто сидел. Это просто люди с большим жизненным опытом, к которым приходили за советом. Сейчас всё разрушилось, но пацанам-то нужно во что-то верить. А подростки - максималисты, они не понимают, что добро и зло может соединяться. Вот ребята и приходят ко мне, потому что, по их понятиям, я прошёл всё, что должен пройти мужчина: я и в армии был, и в тюрьме сидел, и порядочным человеком остался. Только что не воевал.
- У Донецка есть своеобразная репутация криминального региона. Что бы вы могли посоветовать ребятам, у которых, с одной стороны - талант, а с другой - окружение, которое тянет на "кривую дорожку"?
- Всем молодым людям нужно выбирать, куда идти. И в Донбассе в частности. Есть дорожка правовая, а есть неправовая. Но в нашей жизни, как ни крути, они очень тесно переплелись. Особенно в той же Москве. Милиция и преступный мир там - это одно и то же. Глупо советовать молодёжи что-то, изначально зная, что в жизни всё совсем не так, как хотелось. Но хочу сказать ребятам: помните, куда бы жизнь вас ни привела, всегда нужно оставаться мужчинами. Есть какие-то постулаты, созданные древними, согласно которым нужно дружить с честью и совестью. И думать, куда идти: в милицию, где всё уже продано, в бизнес, где нужно платить всем, в политику или в шансон, где придётся прогибаться под всех. Кстати, в Украине есть люди, которые не прогнулись ни под кого, и я за это их уважаю. Это братья Кличко. И, между прочим, когда я смотрел недавно бой Владимира с Поветкиным и звучал Украинский гимн, я тоже встал. Стране, в которой живут такие люди, есть чем гордиться.
Дело дошло до Высоцкого
Свои концерты Иван Кучин называет не шоу, а встречами с друзьями. Добрую половину вечера он общается с поклонниками. В Донецке вначале со сцены звучали песни из его нового альбома. Зрители - серьёзные товарищи с бритыми затылками, их молоденькие жёны, семейные пары среднего возраста и худощавые подростки - слушали удивлённо и настороженно. Но когда со сцены зазвучал всё тот же "Человек в телогрейке" и другие хиты, публика разошлась. Кто-то заказывал песни, кто-то писал записки одну за другой. Во второй части концерта очередь дошла и до них. Кто-то до того разошёлся, что написал вопрос на пятисотенной купюре. Иван Кучин на все вопросы отвечал охотно, много рассказывал о себе. Извинялся, что так долго не приезжал в Донбасс: "Мне говорили, что у вас суровый шахтёрский край. Что здесь нужно выкладываться на полную. И это правда. Но здесь меня хорошо приняли, я чувствую себя как дома, в Бурятии, где я родился. А значит, я обязательно ещё к вам приеду". Под конец Иван Леонидович сел за рояль и исполнил несколько песен Владимира Высоцкого. С рояля перешёл на ионику. И только после нескольких финальных аккордов его всё-таки отпустили со сцены. Но под честное слово вернуться.
Инна Мирончик. Фото Ольги Кононенко.