Адский вояж: пересекая линию разграничения на Донбассе, люди гибнут в очередях

Адский вояж: пересекая линию разграничения на Донбассе, люди гибнут в очередях

Мирные жители рассказывают, что за более чем два года функционирования контрольных пунктов въезда-выезда их работа мало чем улучшилась.

14 декабря, около 9 часов утра в очереди около контрольного пункта въезда-выезда "Майорск" от пулевого ранения погиб человек, еще один получил ранение плеча. Как рассказали пограничники,  боевики открыли огонь из стрелкового оружия в сторону украинских позиций как раз в тот момент, когда в дорожном коридоре находились люди пересекающие линию разграничения. "В результате обстрела в 50 метрах от КП пули террористов попали и в гражданских лиц", – отметили пограничники.

Один человек получил ранение в плечо, еще один мирный житель получил смертельное ранение в голову. Пограничники вывели людей с линии огня и приостановили пропускные операции на данном направлении "На место была вызвана карета "скорой". Раненому мужчине оказана медпомощь, его состояние здоровья удовлетворительное. Кроме того, врачами констатирована смерть другого потерпевшего", – сообщили в погранведомстве.

Также в соцсетях появилась информация, что во время инцидента от сердечного приступа скончался еще один человек, который находился в автобусе. Однако в Госпогранслужбе эту информацию не подтвердили.

Дорога смерти

Мирные жители, вынужденные пересекать линию разграничения, рассказывают, что за более чем два года функционирования контрольных пунктов въезда-выезда их работа мало чем улучшилась. Люди все также вынуждены простаивать сутки в очередях, а с наступлением зимних морозов увеличивается риск для жизни и здоровья людей.

"Очереди каждый день очень длинные, если ты после обеда проходишь "днровскую таможню", то можно почти быть уверенным, что украинские блокпосты ты сегодня уже не пройдешь, – рассказывает дончанка Елена Глинкова. – Мы с мужем постоянно ездим в Мариуполь к родственникам, и неоднократно приходилось ночевать между блокпостами в очереди. Летом – одно дело, а вот сейчас – зима. Остаться в поле при минусовой температуре, пусть даже и в машине – очень опасно. Нам с мужем приходилось спать по очереди, сперва он дежурит несколько часов и периодически прогревает авто, потом – я. Во-первых, на холостых оборотах автомобиль очень много бензина ест, и к утру можно остаться с сухим баком. А во-вторых, всем известно, что нельзя спать в стоячем работающем авто – можно угореть насмерть. Что и говорить, что от таких дежурств мы добираемся в Мариуполь вымотанные, будто после недельного путешествия".

Пожалуй, еще большие неудобства испытывают те, кто пересекают линию разграничения в пешем порядке. Люди вынуждены часами простаивать в очереди посреди поля продуваемого ветрами со всех сторон.

"Люди попросту сходят с ума на морозе. За трудности, которые приходится преодолевать, проклинают и тех и других, – рассказывает пенсионерка Валентина Никитова. – В свои 70 лет я вынуждена по четыре часа мерзнуть на морозе посреди поля, чтобы проведать внуков в Бахмуте. При всем том, что в поле снег, дождь и сильный ветер – никого не волнует. Люди стоят и ждут. Пункт обогрева, с украинской стороны есть, но он находится аж на втором блокпосту, а между блокпостами – ничего подобного нет. У меня после последнего перехода лицо обветрилось и губы потрескались, а я замерзла настолько, что потом целую неделю с температурой в постели валялась – думала что помру".

Не "подмажешь" – не проедешь.

Для пересекающих линию разграничения людей не секрет, что за определенную сумму можно обойти различные правила прохода КПВВ. Люди рассказывают, что брать мзду не стесняются как боевики, так и украинские военные.

"Я довольно часто езжу в Волноваху к теще, она уже старенькая и ей нужен уход  – дров наколоть, на рынок сходить – запасы сделать, – рассказывает дончанин Сергей Тоненький. – Конечно же, я закупаю продуктов на обратном пути. Овощи, мясо – все это в Донецке почти в два раза дороже, чем в Волновахе. Вот и на той неделе я два раза был у нее. Во второй раз возвращаюсь, а ко мне пограничник украинский подходит, говорит: "Я твою колымагу уже второй раз вижу, затаренную под завязку". Ну меня и "завернули" в отстойник, два часа промурыжили, всю машину перевернули – ничего незаконного не нашли. Наверное, им не понравилось, что я с продуктами еду. На "днровский" блокпост приехал, так у них сразу глаза загорелись – видят, что я не пустой. Отсыпали себе кило конфет, ну и, конечно же, 700 рублей (300 грн) потребовали".

В тоже время, перевозчики, которые всего за пару часов проезжают все блокпосты, подняли цены на проезд. Например, если раньше поездка из Донецка в Мариуполь обходилась в 350 гривен, то теперь – все 450.

"Аппетиты на блокпостах растут, вот и мы подняли цены, – поделился перевозчик Александр. – Если раньше на блокпосту "ДНР" мы платили 100 гривен за то, чтобы не придирались к багажнику, то теперь – все 200. Сигареты, вода, колбаса – уже даже за "благодарность" не считают, это как данное.  Плюс всевозможные подарки заказывают: от алкоголя и до автозапчастей. Были дни, когда даже в ноль не выходили с такими "заказами". Отказать естественно не можешь. В дни праздников цены на проезд еще взлетят, ведь таких заказных "подарков" станет больше".

Без условий

Стоит отметить, что практически по всей "серой зоне" вдоль основных трасс располагаются минные поля. И простым людям шаг влево, шаг вправо представляет смертельную опасность.

Недавно гражданская организация "Фундация.101" проанализировала состояние контрольных пунктов въезда-выезда. "Обращает на себя внимание недостаточное количество туалетов – 12 штук – на КПВВ "Майорск", ведь это один из двух контрольных пунктов, через который проходит значительный пассажирско-транспортный поток в день. Также стоит отметить, что только на КПВВ "Гнутово" и "Новотроицкое" туалеты расположены на территории контрольного пункта, на трех других КПВВ возможность сходить в туалет, находясь на территории КПВВ, отсутствует", – говорится в отчете организации.

Также общественники отмечают, что в некоторых пунктах пропуска люди не могут утолить жажду.  "Добраться до воды, чтобы утолить жажду, на КПВВ "Майорск", "Марьинка", "Гнутово" и "Станица Луганская" возможно только со стороны подконтрольной территории. Ведь баки с питьевой водой в холодное время года найти можно только в палатках Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям. Заметим, что на КПВВ "Марьинка" палатка ГСЧС расположена в нескольких километрах от самого контрольного пункта, собственно, на контрольном пункте воды нет. На КПВВ "Новотроицкое" палатка ГСЧС размещена на стороны "серой зоны", поэтому воду можно отыскать только там", – подчеркнули в организации.

Также в отчете говорится, что отдельные пункты медицинской помощи есть только на КПВВ "Майорск" и "Марьинка". "Наилучшая ситуация с этим вопросом – на КПВВ "Майорск", где с обеих сторон расположены большие палатки медиков", – резюмировали общественные деятели.

Контрабанда и ненависть

Военный эксперт Георгий Салманишвили считает, что  пункты пропуска в том виде, в котором они существуют сейчас, малоэффективны и работают скорее во вред Украине.

"Несколько часов в поле под обстрелом, в очереди к КПВВ – и в людях прорастает ненависть. К государству, которое, во-первых, их бросило на расправу боевикам в 2014-м, и во-вторых, которое создало невыносимые условия тем кто остался на неподконтрольных территориях. Не давать возможности нормально выехать из "дэнэрского" анклава – бесчеловечно, – считает эксперт. – При этом настоящие контрабандисты и боевики через официальные блокпосты не ездят, так что КПД у КПВВ, мягко говоря, низковат. А вот взращивание ненависти к Украине идет прекрасно, "благодаря" тем, кто лениво перелистывает документы или вяло осматривает сумку 90-летней пенсионерки. За "льготные" и "суперльготные" автомобильные очереди ценой в 400-500 гривен – отдельное "спасибо".

Салманишвили считает, что создание на официальных блокпостах столь масштабных людских скоплений (пешая очередь на пересечение линии разграничения может достигать до 500 человек, автомобильная – до 700 машин) – способ провокации для боевиков.

"Собственно, это мы и видели уже не раз – люди попадают под обстрел, им некуда деваться, они стоят в чистом поле. Возвращение автобусного сообщения сняло бы часть проблем. Однако предполагаю, что это невыгодно некоторым участникам конфликта. Скрывать тот факт, что многие буквально наживаются на этой войне и это не только боевики, уже нельзя. А пересечение границ, контрабанда, – все это лакомый доходный кусок большого бизнеса", – утверждает эксперт.

 

Источник: segodnya.ua.


Читайте также: