Как тебе живётся, военный?
Замершие под палящим солнцем машины, ждущие своей очереди прохождения контроля… Броневик с зачехлённым стволом… Военные с автоматами наперевес, проверяющие автомобили и людей… Так выглядит один из блокпостов возле Мариуполя. Здесь служат бойцы из подразделений Национальной гвардии Украины, прибывшие из различных регионов Украины. Местных здесь нет, так что возможности «полакомится мамиными пирожками» и отдохнуть на «родном» диване ребята лишены.
Как живётся этим парням, которые приехали в Мариуполь, чтобы помогать в защите города, узнавала корреспондент «Донбасса».
Не на передовой, но служба остаётся службой
«Работа данного блокпоста заключается в проверке транспорта на наличие запрещённых веществ, оружия, взрывчатых, наркотических веществ, а также - для проверки граждан с целью выявления таких, которые могут быть причастными к сепаратизму. Плюс - организация блокирования въезда и выезда из района антитеррористической операции», - рассказал старший блокпоста Константин.
Блокпост находится не на передовой, боевые действия здесь не ведутся, но бойцы, находящиеся «в смене», работают с вниманием и осторожностью, как если бы позиция находилась на самом «передке». «Ползучая война» тем и страшна, что то, что в настоящий момент является тылом, через час может оказаться передовой.
За день через контроль только в направлении Мариуполя проходят тысячи машин. Бойцы не ведут подсчёт легковых автомобилей и автобусов. Даже примерный. А вот грузовых машин в Мариуполь въезжает до 500 в день.
Бойцы проверяют граждан, въезжающих в Мариуполь.
Грузовые авто больше всего «тянут» на себя время. «Надо проверить все документы, весь груз, осмотреть все элементы машины, - рассказывают ребята. - Пока ведётся проверка, остальные стоят и ждут своей очереди. У некоторых в салоне маленькие дети, им тяжело ждать, но что поделаешь? Порядок есть порядок. Без очереди пропускаем только пассажирские автобусы».
Стоять в очереди утомительно, а тем более - под палящим солнцем, сидя в раскалённом салоне, когда нет возможности даже выскочить «по нужде» в кустики на обочине. Это опасно - вдоль трассы установлены таблички, сообщающие о минах.
Мариупольское направление усилено сотрудниками милиции и ГАИ. «Они - профессионалы. Имеют больший опыт в работе с перевозкой грузов, лучше разбираются в документах, накладных, - поясняет Константин. - Мы в основном ищем боевиков и оружие. А правоохранители конкретно проверяют всё остальное: провоз запрещённых товаров, грузов, не имеющих сопроводительные документы».
Четвероногие помощники
На блокпосту есть две служебно-розыскные собаки. Свою работу корреспонденту демонстрирует Альма, пока её «напарник» Экс отдыхает после ночной смены.
Кинолог Саша ведёт четвероногого партнёра вдоль ряда машин, внимательно наблюдая за реакцией помощника. «Надо хорошо знать, чувствовать собаку, с которой работаешь, - говорит Саша. - Если она что-то находит, конечно, сразу даёт об этом знать: может натянуть поводок, зарычать либо дёрнуть как-то, особым образом оскалиться. Посторонний человек даже и не поймёт, что собака что-то показала».
Альма проверяет каждый уголок в машине.
Главное качество служебно-розыскной собаки - обоняние. Порода, пол, возраст - всё это второстепенно. Большое значение имеет темперамент. Часто хорошими служебно-розыскными могут стать злые собаки. Для поисков взрывчатки требуется животное с уравновешенным, спокойным характером, которая всё обнюхает без суеты и лишних движений и не взорвёт себя вместе с кинологом. Для обнаружения наркотиков нужны собаки с хорошей реакцией. Животное может показать их - залаять, потрогать лапой. Разные собаки «говорят» о своих находках по-разному. В совершенстве понять «язык» четвероногих помощников могут только кинологи.
«Просто так в кинологи не берут, - объясняет Саша. - Бесспорное условие - надо любить животных. Кроме того, уметь правильно вести себя с собакой и быть лидером. Я обучался на кинолога опытными инструкторами. Кинолог должен уметь работать с разными собаками».
«Мы всегда должны быть в форме»
В столовой стоит большой, немного надрезанный торт. Бойцы с удовольствием едят сладкие кусочки, запивая чаем или минералкой. «Это сегодня утром волонтёры привезли, - говорит старший блокпоста. - Вот ребята, которые свободны, лакомятся. Тем бойцам, которые сейчас спят после ночной смены, тоже оставят».
Волонтеры устроили бойцам "сладкую жизнь".
Питание - централизованное. Три раза в день привозят с базы горячие завтраки, обеды, ужины. В столовой стоят мешки и ящики с огурцами, яблоками, минералкой. «Волонтёры нас подкармливают, - улыбается Константин. - Привозят продукты, лекарства. Воду доставляют постоянно - бутулированную, холодную минералку. Большая им за это благодарность».
В казарму спускаемся по крутым ступенькам. В большом помещении, оборудованном на двенадцать мест, несколько коек заняты. Комната заполнена сопением спящих бойцов. Те, кому не спится, смотрят телевизор. Волонтёры обеспечили служивых тремя телевизорами, так что есть чем заполнить досуг.
Телевизор военнослужащим подарили волонтёры.
В казарме прохладно и чисто. «Ребята сами следят за чистотой, - шёпотом поясняют мне. - Женщин у нас нет. Сами делаем уборку, сами стираем».
В часы досуга бойцы занимаются своими делами. Кто-то устраивает «постирушки» и аккуратно развешивает на верёвке свои вещи. Волонтёры подарили военнослужащим стиральную машинку, но ребята в основном стирают свои мелкие вещи сами - так быстрее. Водопровода, понятное дело, на блокпосту нет, а электричество, хоть и есть, но слабенькое - только для лампочек хватает. Те стиральные принадлежности, что бойцы привезли с собой, уже заканчиваются. Впрочем, волонтёры обещали в ближайшее время привезти всё необходимое.
Здесь же, в «зоне отдыха», установлены тренажёры, брусья, турник, лежат гири. Спортивный уголок не пустует. «Мы всегда должны быть в форме, - объясняют. - Да просто приятно размять мышцы немного».
Спортиивные тренажеры редко бывают пустыми.
И к заготовке дров ребята относятся как к некой физнагрузке. В небольшом сарайчике лежат брёвна, пилы, топоры. В поленницу сложены дрова. «Заготавливаем по чуть-чуть в свободное время, - говорят ребята. - Пилим, режем, складываем. Это сейчас жарко, а не заметишь, как зима наступит. Вот и будем от холодов спасаться».
Заготовка дров - один из способов отдохнуть и размяться.
Здесь же - летний душ, рядом - крохотная банька. В настоящую баню бойцов возят в город, раз в неделю. Но сейчас, в тёплые дни, можно и в летнем душе плескаться. Вышедший из душа Пётр берёт на руки котёнка. «Люблю животных, - говорит ласково. - А вот себе домой взять не могу, жильё не позволяет».
Помимо двух «штатных сотрудников» - служебно-розыскных - бегают между бойцами четыре мохнатых щенка. «Они нам по наследству остались, - объясняет Пётр. - Мы их тут балуем».
Компьютеров, как и Интернета, на блокпосту нет - не положено. Мобилками бойцы могут пользоваться, согласно распоряжению, в определённое время, когда не несут службу.
На блокпосту сейчас служит подразделение из Кременчуга. «Всё хорошо, - говорят ребята, - но Мариуполь мы толком и не видели. И на море не были. Хочется побывать, но поехать в спокойное, мирное время. Постоянные переживания, напряжение… Не до отдыха сейчас. Будет мир - будем отдыхать».
«Приятно, что о нас помнят земляки»
У Константина дома остались жена и годовалый сын. «Очень скучаю, - говорит он. - Вижу малыша редко. Я полгода нахожусь в командировках. Всегда беру с собой фотографии жены и сына».
Будучи кадровым военным, Константин, научился не поддаваться эмоциям. «Надо - значит, надо, - отмечает спокойно. - Наши земляки о нас помнят всегда. Депутатский корпус Кременчуга помогает финансово. Приезжают, привозят весточки от близких, подарки: картинки, письма, брелки, косички, обереги. Нас не оставляют ни городские власти, ни учреждения учебные, ни наши подшефные детские садики. Когда мы дома, мы им помогаем, а когда мы здесь, они нас не забывают и всячески это показывают. Когда возвращаемся домой из командировок, дети нас встречают, показывают приготовленный к приезду концерт. Это всё очень трогательно! Приятно знать, что о нас помнят, переживают, волнуются, скучают…».
Фото пресс-службы Национальной гвардии Украины.
Лиза МИРЗОЕВА