В Мариуполе есть добрый ангел для защитников, спасатель пострадавших
Она копала окопы, организовывала уличные протесты против демилитаризации осаждённого Мариуполя, вывозила широкинцев из-под обстрелов, снабжает военных практически всем, о чём они просят, является добрым ангелом и долгожданной гостьей для солдат, вынужденных по много недель проводить на позициях, защищая город.
«Волонтёр-одиночка» - так называет себя Галина Однорог, которая, сотрудничая со всеми волонтёрскими объединениями города, занимает свою особую нишу, закрывая потребности военных на первой линии обороны города.
О страхе поведают ладошки
Целую вечность назад, до войны, Галина была успешным предпринимателем, руководила коллективом из нескольких десятков человек. Сегодня она о бизнесе не думает, тратит свои сбережения на помощь украинским военным.
Перемена в её жизни произошла случайно. 1 апреля 2014 года был мобилизован Галин брат, которого направили служить в мариупольскую погранчасть. Месяцем позже воинская часть, где он служил, была обстреляна днровцами. «Он позвонил ко мне и попросил купить и привезти ребятам несколько вентиляторов, - рассказывает волонтёр. - Ни в какую больницу раненых везти было нельзя, так как у нас тогда город находился под властью ДНР. А в медчасти было очень жарко. Я позвонила своим знакомым, вместе мы собрали деньги на вентиляторы, я купила восемь штук и на следующий день повезла в часть. Везла ещё сигареты, питьевую воду… Вот так и началась работа! Дальше были Амросиевка, Мариновка, Новоазовск, были наши 200-е, 300-е, которых через город везли на Бердянск… А дальше был август, когда мы все вышли на защиту нашего города!»
Защитники города рады приезду волонтёров
Галина возит помощь в сёла, находящиеся на линии огня : Гранитное, Чермалык, Новосёловка, Мирное, Игнатьевка. В сёла, где немногочисленные местные жители практически живут в подвалах, где почти не осталось органов власти. Эта хрупкая женщина не позволяет себе испытывать страх. Если нужно, едет на первую линию обороны, везёт лекарства, продукты, телевизор. Об этих поездках Однорог рассказывает с юмором, заостряя внимание на том, как обрадовались ей ребята, какой вкусный кулеш она сварила, как нарасхват были пирожки, испечённые для военных мариупольцами. О том, что её машина неслась буквально «под «Градами» могут рассказать ладошки, в которые отпечатался руль. В руль Галя цепляется, чтобы не позволить страху победить себя.
Настоящая патриотка
Происходящее Галина видит не из окна особняка или лимузина, а в окопах и госпитальных палатах. Ей приходилось проводить бессонные ночи у постели тяжелораненых или умирающих бойцов. Голос женщины дрожит, когда она рассказывает о раненых ребятах.
Галина готовит обед своим "хлопчикам".
Когда был совершён обстрел «Восточного», номер её телефона волонтёры давали близким погибших. Люди звонили Гале просто, чтобы поговорить. К кому-то она приезжала, чтобы просто подержать за руку и поплакать. В те страшные дни Однорог договаривалась, спасала, утешала. Она организовывала похороны, искала помощь, вела переговоры с властью, чтобы из городской казны была оплачена часть расходов на ритуальные услуги.
Галина вспоминает, как она вывозила жителей из Гранитного и Широкино, подвергнувшихся обстрелам. «Мне звонит МЧС и говорит: «Нам сказали, что вы занимаетесь эвакуацией. Помощь какая-то нужна?» Я отвечаю: «Нужна. Вот адреса, нужно вывезти…». «Нет, - говорят. - Давайте мы предоставим психологов, машины. Но вывозить не поедем, там же стреляют». Она же не думала о том, что «стреляют», мысли были лишь, что там, где стреляют, людям нужна помощь. В результате из Широкино более 600 человек было вывезено с помощью бронированной машины, которую предоставила Национальная гвардия.
«Такие люди, как Однорог, - настоящие патриоты», - говорит о ней мэр города Юрий Хотлубей. Сегодня город украшен сотнями украинских флагов. Гордо развивающиеся на улицах Мариуполя жёлто-голубые полотнища - инициатива Галины, поддержанная администрацией.
Награда - слова благодарности
Волонтёр-одиночка не оказалась в числе тех, кто получил награду от приехавшего в Мариуполь президента Петра Порошенко. На вопрос, сильно ли её расстроило это обстоятельство, Галина пожала плечами: «Для того, чтобы получить награду от президента, на неё, на эту награду, кто то должен подавать заявку в администрацию. В данном случае на Придущенко подала Нацгвардия, на Алексеенко - МВД, на Скалуна - ОГА, на Гаврилова - ОГА. Поэтому у меня никакой обиды нет, так как я помогаю тем, кто воюет на передовой, а им сейчас реально не до этого. Да и не для награды мы всё это делаем. Для меня награда - когда звонит боец и говорит, что кулеш, который я готовила в Чермалыке, он не забудет никогда в жизни; когда звонит жена бойца и благодарит за оказанную помощь в госпитале; звонит комбат, который ушёл на дембель, и благодарит просто даже за то, что мы доезжали в Новосёловку. Много чего ещё можно говорить о том, как благодарят и помнят наш труд мои хлопчики…»
Ей многие пишут и звонят, говорят тёплые слова благодарности, идущие от всего сердца, и просят не бросать дело, которым она занимается.
Во время приезда президента Галине Однорог удалось добиться большего, чем получения благодарности «для галочки». Волонтёр лично побеседовала с Петром Порошенко (правда, перед тем, прождав его четыре часа под палящим солнцем на улице, так как у неё не оказалось необходимого пропуска - было не до получения разрешения на вход в ДК «Молодёжный»)
«Нас не пускают в двери (я имею в виду местных организаторов), мы добьёмся своего под дверьми. Ведь самое главное, чтобы был решён вопрос, а каким путём - это уже обсудим позже, - говорит Галина. - Суть вопроса такова: вокруг Мариуполя находится многотысячная армия, и городу было бы очень выгодно, чтобы часть снабжения нашей армии в продовольственной группе на себя взял Мариуполь. К примеру. Сегодня закупка хлеба в сектор «М» идёт в Запорожской области. А ведь в нашем городе есть и хлебозавод, и мясокомбинаты, и молочный завод. Просто нужно решение, например, об изменении тендеров в зоне АТО для продовольственной группы, сделать исключение для Донецкой и Луганской областей. Ведь это на сегодняшний день для нашего города - увеличение рабочих мест. Президент поддержал моё предложение и сказал, что поручит проработать данный вопрос. Очень хочется на это надеяться, это даст дополнительные ресурсы Мариуполю в такое непростое время».
«Я люблю вас, мариупольцы!»
«Приехала на «Новую почту» за посылкой, стою в очереди, подходит женщина и осторожно даёт мне 200 гривен со словами: «Галина, я вижу, где вы бываете и что делаете, возьмите для ребят», - рассказывает волонтёр-одиночка. - Заехала в магазин купить пару блоков сигарет на «передок» отвезти, подходит заведующий: «Посчитайте по закупке, и пару пачек от себя - для хлопчиков». Звонит наша женщина, которая жарит пирожки: «Можно я ещё котлет ребятам печёночных нажарю, вы же это отвезёте в Широкино?» Есть патриоты, которые стабильно раз в месяц звонят и передают деньги и ещё какие-то вкусности нашим военным. Есть патриоты, которые помогают в ремонте машин, и много ещё кого есть у нас в городе. Спасибо вам всем огромное за помощь, дорогие мои земляки!»
Галя рассказывает, как заехала на днях в госпиталь, в реанимацию, к раненому бойцу. Увидев её, сидящий рядом мужчина попросил разрешения поцеловать руку в благодарность за то, что она делает. «И таких моментов у меня очень много. Может, не все ходят на митинги, и не все в открытую высказывают своё мнение, но лично я вижу каждый день немало людей, которые меня благодарят за помощь нашим защитникам. Поэтому я уверена в том, что Мариуполь - это Украина, и по-другому не будет».
«Хочу мира!»
«А жизнь, несмотря на войну, продолжается, - улыбается волонтёр. - Позвонил мне боец батальона «Днепр-1» с позывным «Сантик» и с огромной радостью сообщил мне, что ещё один «укроп» родился. Кричит мне в трубку: «У меня сын! И ты будешь крёстной мамой. Этот боец сам из Донецка, перевёз семью в Киев и больше года воюет за освобождение своего города…».
Недавно впервые за год проведения АТО Галина посидела в кафе с обоими своими детьми: с дочкой и сыном. «Доцю не видела четыре месяца, она учится в другом городе, - вздыхает волонтёр. - Как же хочется, чтобы наступил мир! Недавно проснулась под детский шум, у меня во дворе детский садик, и как же я рада таким звукам! Хочу слышать крики детей на улице, шум прибоя на море, пение птиц в наших степях и лугах! Хочу собирать полевые цветы и в Мелекино, и в Широкино (без военной формы)... Хочу мира!»
***
Они не спешат получить благодарности и грамоты, пропиариться, заработать деньги, создать «громкий» благотворительный фонд. Они просто работают. Не щадя себя, не ожидая наград, обделяя вниманием семьи, тратя свои деньги на покупку чего-то, что очень нужно сегодня, прямо сейчас «хлопчикам» на передовой. Размещая многочисленные посты в соцсетях, они просят… Извиняются, потому что просить неприятно и невесело, и… вновь просят. Им нужны деньги, лекарства, продукты, одежда, обувь. Не для себя. Для тех, кто, покинув семьи и родные дома, ушёл воевать.
Получив то, что необходимо, они, не заботясь о собственной безопасности, мчатся туда, где грохочут выстрелы, где земля взрывается фонтаном от падающих снарядов. Мчатся, потому что знают: там их очень ждут.
А потом они возвращаются, вновь просят и вновь едут к огненной фронтовой черте.
Они просто работают…
Лиза МИРЗОЕВА