Четыре гавани Чебурашкиного папы

«Когда меня спрашивают,  кто мой любимый читатель,  я отвечаю: ребёнок лет шести,  который полез на шкаф  за вареньем и опрокинул банку, - делится Эдуард Успенский. -  Пришёл отец, хочет его отлупить,  но у мальчика температура  под 38. Поэтому папа доста

Сегодня 75-й день рождения отмечает классик детской литературы, создатель Дяди Фёдора и прочих обитателей Простоквашино,  а также крокодила Гены и Чебурашки, книг «Вниз по волшебной реке» (именно по её мотивам снята сказка «Там, на неведомых дорожках»), «Гарантийные человечки» (послужили прообразами для главных героев популярного сейчас мультсериала «Фиксики»), «Следствие ведут колобки»... «Ко мне в последнее время уже даже бабушки подходят и говорят: «Я росла на ваших книжках», - смеётся Эдуард Успенский. - Знаю, что в разных странах моих героев любят по-разному. Финны обожают дядю Фёдора, в Америке фаворитка - старуха Шапокляк. Ну а японцы просто помешались на Чебурашке: там уже много лет снимают о нём мультсериал, выпускают сувенирную продукцию. Чем весьма и весьма меня материально поддерживают». В день юбилея писателя «Донбасс» предлагает вспомнить наиболее важные гавани в море его жизни.

Гавань первая. Ушастое чудо

Впервые в детский плен Эдуард Николаевич попал, когда, учась в восьмом классе, был назначен вожатым к четвероклашкам. Уж он с ними навожжался! Заводной нрав проявился и в Московском авиационном институте, где Успенский не только изучал ракетостроение, но и организовывал капустники с КВН, а также писал фельетоны для эстрады, получая за каждый сумму, равную четырём стипендиям. После трёх лет работы в конструкторском бюро махнул на науку рукой и с головой ушёл в литературу.

Вначале всё шло со скрипом. Изредка в журналах появлялись его рассказы - как правило, в разделе юмора и сатиры. Но, «родив» Гену и Чебурашку, он добился признания. И вскоре стал самым любимым писателем не только детворы, но и многих взрослых.

Правда, книгу «Крокодил Гена и его друзья», сделавшую Успенского знаменитым, пришлось пробивать чуть ли не тараном. Редакторам не понравилось, что зелёный повесил объявление: «Ищу друзей». «Так бывает только на Западе! В СССР друзей ищут в коллективе!» - возмущались чиновники. Чебурашку ругали за то, что он прибыл в страну нелегалом, живёт, как бомж, в телефонной будке. Шапокляк называли насмешкой над интеллигенцией...

- Помогло, что книжку дали на иллюстрацию одному художнику. Тот был средний художник, зато большой начальник. Он-то и спас Чебурашку, - вспоминает юбиляр.

Автор признаётся, что в создании ушастого милашки помогла и Украина. Однажды в Одесском порту, о котором Эдуард Николаевич писал сценарий для документального кино, он увидел в ящике с бананами огромного хамелеона… Позже, когда засел за сказочную повесть, ему захотелось ввести туда необычного персонажа. Сперва думал его «выморозить» из айсберга. Потом - представить в виде игрушки, собранной по ошибке, из деталей для разных зверушек. Но, вспомнив хамелеона в порту, поместил своего героя «без родословной» в ящик из-под апельсинов. А имя помогли придумать приятели, звавшие свою дочку «чебурашкой» из-за её неуклюжих падений.

Что же до хвостато-зубастого Геннадия, то его прототипом выступил приятель Успенского, знаменитый композитор Ян Френкель.

- Династию крокодилов в нашей литературе заложил Чуковский. Мой Гена - продукт эволюции. Утверждают же учёные, что возможны различные формы мыслящей материи. Так почему не быть хомо крокодилусу? - вопрошает писатель. - А вот почему Гена - и для меня загадка. Подходит крокодилу это имя - и точка!

Об этих героях он продолжает сочинять и сейчас, делая Гену, к примеру, директором зоопарка, а Чебурашку - членом Комитета защиты мира.

11 декабря последний комплект кукол из культового мультика - крокодила Гену, Чебурашку, Шапокляк и Крыску Лариску - хотели продать с аукциона. Но их сняли с торгов. Минкультуры поручило «Союзмульт­фильму» выкупить раритеты, предварительно проведя искусствоведческую экспертизу.

Гавань вторая. Простоквашинская

К новогодним праздникам по ТВ обязательно показывают замечательную «Зиму в Простоквашино».

К новогодним праздникам по ТВ обязательно показывают замечательную «Зиму в Простоквашино».

Первую книгу простоквашинского цикла - «Дядя Фёдор, пёс и кот» - Успенский создавал четыре года. Начал ещё в пионерском лагере, где работал библиотекарем. С ней, как и с Чебурашкой, тоже было не всё гладко. Цензоры, к примеру, требовали убрать слова Шарика: «Мясо надо в магазине покупать, там костей больше!», другие «перлы». Отстоять удалось не всё.

- Прототипом Матроскина стал Анатолий Тараскин - мой приятель, он работал в киножурнале «Фитиль», - рассказывает Эдуард Николаевич. - Весь такой хозяйственный, добротный: всё - в дом, всё - в семью! Я ему позвонил и сказал: «Толя, я придумал кота, он хозяйственный, умный - весь в тебя. Пусть будет кот Тараскин». Он говорит: «Ты с ума сошёл! Хочешь меня на всю Москву высмеять?». Пришлось поменять на «Матроскин». А потом Толя говорил: «Какой же я был дурак, надо было фамилией поделиться».

Недавно под руководством Успенского было снято продолжение полюбившейся трилогии - «Весна в Простоквашино». Деревня осовременилась. Там теперь используют сотовые телефоны, MP3-плееры, Интернет.

- Простоквашино - очень живой организм. Как американский писатель Уильям Фолкнер в своих книгах описывал один городочек, так и я пишу про одну деревню. Главное, что люди понимают: это место такого хорошего, тёплого быта. Деревня нашей мечты, - улыбается Успенский. - Мне один знакомый сказал как-то: «Я твою книжку про Дядю Фёдора ненавижу. Читал её дочери 11 раз! А она просит снова и снова». И это для меня лучшая похвала.

Гавань третья. Песенная

- Когда-то я рвался на телевидение. Первым делал «АБВГДейку», где снимались Саша Филиппенко, Семён Фарада. Они были молодыми и замечательно валяли дурака. Но меня прикрыли, - разводит руками мэтр. - Сказали, что нужна идеология, а я уж слишком распоясался… Из «Радионяни» попросили по той же причине. Говорили, что она очень популярная, но мало патриотическая.

Зато уже более 20 лет на плаву его передача «В нашу гавань заходили корабли», которая кочует по разным телеканалам и радио.

- Изначально она задумывалась как детская, - делится Успенский. - Мы с композитором Владимиром Шаинским решили вернуть ребятам старые добрые песни. Сделали одну программку. Думали, дети будут прыгать от радости. Ничего подобного! Зато взрослые прислали кучу писем с благодарностями. Мы записали вторую… И снова - шквал писем от взрослых: «Спасибо, что вернули мелодии нашей юности». Многие песни обрели вторую жизнь. Одна бабушка написала: «Я живу в деревне, у меня даже обуви нормальной нет. Исполните для меня хотя бы песню «Белые туфельки». Я ей послал свой гонорар и письмо: «Купите себе колготки и туфли, чтобы все мужики попадали». А сейчас «Белые туфельки» поют целые ансамбли! Не было ни одного знаменитого человека, который бы отказался с нами работать, - ведь мы предлагаем исполнить интересные песни. У нас участвовали Олег Табаков, Ролан Быков, Зиновий Гердт, Михаил Горбачёв, Юз Алешковский и многие другие…

Гавань четвёртая. Личная

Личная жизнь писателя - шторма, и не- малые.

- У меня была первая жена, с которой я прожил 18 лет, довольно вредная гражданка. Так вот старуха Шапокляк списана с неё, - откровенничает он.

Далее - почти два десятилетия брака с коллегой по телевидению Еленой. Причём дочь от первого брака, Таню, Успенский забрал в новую семью.

- Ей уже 44 года. Что-то всё в Интернете делает, работы меняет, - не очень лестно отзывается он о старшей дочери.

Эдуард и Елена мечтали о собственных детях, но - не судилось. И тогда взяли из интерната приёмных - близняшек Иру и Свету. Сейчас обе учатся в… ветеринарном училище.

В 2005-м папа Чебурашки связал свою жизнь с радиоведущей Элеонорой Филиной, с которой вместе делал «В нашу гавань заходили корабли». Пережив затяжной, с громким разделом имущества, развод с Еленой, наслаждался новой избранницей, которая была на четверть века моложе. Но… Брак с треском распался в прошлом году. Элеонора в одном из ток-шоу назвала Успенского тираном и деспотом, уверяя, что он издевается над её сыном.

Писатель же заявил, что все годы совместной жизни Филина тянула из него деньги. И пообещал, что впредь она не получит от него ни копейки. В общем, разошлись некрасиво…

Недавно Успенский обзавёлся роскошным трехэтажным особняком в элитном поселке под Анапой. Удовольствие влетело ему в 15 миллионов рублей! То ли в шутку, то ли всерьёз, он говорит, что после развода с последней женой стал намного богаче. И может теперь тратить деньги исключительно на себя. Впрочем, есть ещё три дочки, тёзка-внук, внучка Катя. И мечты… К примеру, о собственной мультипликационной студии, где он мог бы создавать очередные шедевры.

Оранжик, Гевейчик и другие

Эдуард Успенский до сих пор много пишет. Правда, новые герои не дотягивают до славы тех, которые появились около полувека назад. Хотя идеи интересные. Так, в книжке «По ту сторону компьютера» игроман, попав в виртуальный мир, становится на сторону тех самых монстров, которых ранее сам уничтожал. И начинает организовывать сопротивление. А мальчик из сказки с очень даже говорящим (для Украины, так точно) названием «Оранжик» воплотил в себе образ вечного протестанта. То детские сады выведет на Красную площадь с маршем и скандированием: «Мы не хотим стареть!», то присягу принимать не хочет…

- Нравится мне и огромная лягушка - Жаб Жабыч Сковородкин. У меня уже вышло про неё три книжки, последняя - «Жаб Жабыч метит в президенты», - рассказывает писатель. - А ещё скоро появится этакий барон Мюнхгаузен с фамилией Наголов, потому что он всё переворачивает с ног на голову, - фантазёр, выдумщик. Я там такого напридумывал!


Андрей Питонов.
Читайте также: