Евгений Жариков грустил по украинской молодости
Сегодня в Боткинской больнице Москвы умер знаменитый актер Евгений Жариков. Ему было 70 лет, и он снялся примерно в таком же количестве фильмов. Особенно полюбился зрителям за роли в картинах «Иваново детство», «Рожденная революцией», «Три плюс два». Долгие годы он являлся президентом Гильдии актеров советского кино, сдав этот пост Сергею Жигунову. На съемочной площадке познакомился с Натальей Гвоздиковой, на которой позже женился. Вместе они организовали актерский фестиваль «Созвездие». Эта пара считалась одной их самых красивых в советском кинематографе.
В кино он дебютировал в 1960-м, в фильме Юлия Райзмана «А если это любовь?», где снимался вместе с Андреем Мироновым (у которого это тоже была первая роль). А уже в следующем году сыграл лейтенанта Гальцева в картине Андрея Тарковского «Иваново детство».
- Съемки проходили в окрестностях города Канева, недалеко от Киева. Каждый вечер после смены все собирались у костра, пели песни. Ждали, когда пиротехники наглушат рыбы, и варили уху, - вспоминал Евгений Ильич. - Пожалуй, ни разу потом не встречал режиссеров, которые работали, как Тарковский. Он был очень въедливым, всегда добивался от актеров того, чего хотел. Съемочная смена продолжалась восемь часов, он мог семь с половиной из них репетировать, а потом за оставшиеся полчаса снять дневную норму.
С супругой Натальей Гвоздиковой.
Во время съемок «Иванова детства» он женился на тренере по фигурному катанию Вале Зотовой. Этот брак продержался 12 лет, пока Жариков не встретил Гвоздикову. А ведь мог распасться еще раньше, ведь в замечательной ленте Генриха Оганесяна «Три плюс два» (1963 г.), где Евгений играл Вадима, его партнершей была красавица Наталья Кустинская.
- Картину снимали в Крыму. Такой изумительной атмосферы не было потом ни в одной моей съемочной группе, - уверяет Жариков. - С исполнителем роли влюбленного ветеринара - Андреем Мироновым - мы встретились как родные. Да и Геша Нилов, сыгравший серьезного физика по прозвищу Сундук, легко влился в нашу компанию. Впрочем, как и две Натальи - Фатеева и Кустинская. Съемочная площадка располагалась в семи километрах от Судака. Нам ежедневно завозили цистерну пресной воды, но ее приходилось экономить. Водой в основном умывались. А пили по преимуществу крымские вина. Так что приподнятое настроение посещало нас с самого утра... Фатеева всеми силами начала сводить меня с Кустинской. Они с Андреем идут в ресторан и обязательно тянут с собой нас. Оркестр играет «медляк», Миронов приглашает на танец Фатееву, а та тут же соединяет наши руки: «Ребята, ну что вы сидите? Пошли бы тоже потанцевали». Танцевать-то я Кустинскую приглашал, но не более того... Я не способен оценить женскую красоту, если к ней не прилагается интеллект.
В 1974 году Евгений Жариков сыграл одну из самых известных своих ролей - Николая Кондратьева из телеэпопеи о милиции «Рожденная революцией», поставленной Григорием Коханом (десять серий снимали в течение четырех лет). Его партнершей стала Наталья Гвоздикова, с которой они до этого снялись в ленте «Возле этих окон».
Таким Евгений Жариков был в сериале «Рожденная революцией».
- Я был женат, Гвоздикова замужем. Правда, не только мой, но и ее брак трещал по швам, - уверял Жариков. - Ухаживали за Наташей тогда многие: Гена Корольков приглашал на свидания, Лева Прыгунов, увлекавшийся живописью, водил на выставки, Юра Демич даже делал предложение, возил знакомить Наташу с родителями. Но я отбил ее у всех. Съемки проходили в Киеве. Вечера мы проводили вместе, сидели в ресторане, а потом я шел ее провожать: нас поселили в разные гостиницы. В один из дней довел Наташу до подъезда и понял: я люблю эту женщину и ни за что больше от себя не отпущу. В светлых брюках встал перед Гвоздиковой на колени и объяснился. В ту ночь мы впервые спали в одной постели, и больше уже не расставались...
Они прожили вместе более 34 лет, родили сына Федора (занимается самолетостроением). Жариков чуть не потерял счастье, которого с таким трудом добивался (Валентина устроила ему развод, по сравнению с которым меркнут многие современные пошлые телешоу). В 1994-2001 гг. у Евгения Ильича был роман с журналисткой Татьяной Секридовой, которая родила ему сына Сергея и дочь Катю. Когда стало известно об этой связи, актер прекратил отношения, стоившие ему инсульта - скандал был грандиозный. Гвоздикова, пусть не сразу, но простила мужа...
- Нас очень сильно объединяла профессия. Сыграли любящих супругов аж в двенадцати картинах! Мы договорились прислушиваться к советам друг друга, когда предлагают новый сценарий или не клеится роль, - рассказывал народный артист. - Нас поодиночке уже никто не воспринимал. Не зря и прозвище появилось общее - Жареные гвоздики.
Жариков очень гордился сыном, который, увы, не успел порадовать отца внуками. Обожал дачу и свою работу.
- Общение со зрителем дает мне заряд бодрости на многие месяцы. Люди любят меня за прошлое, за старые фильмы. Болезнь победить они не помогают, но духовно окрепнуть - да! - отмечал Евгений Ильич. - Бывает, подходят упитанные тети и признаются: «Я вас полюбила еще девушкой за роль Леля в «Снегурочке». Или называют какого-то другого героя. Я понимаю, что они были когда-то стройными, очаровательными девушками. Но время, увы, никого не щадит...
Учитывая веяние времени, Жарикову приходилось сниматься в сериалах. Хоть он и признавался:
- Я не воспитан для подобного кино. Потогонная система - это не творчество. Как бы вам помягче сказать... Это такое… говно!
Он грустил по своей молодости, немалую часто которой провел, снимаясь в Украине.
- Тогда мы и предположить не могли, что два славянских народа разъединятся. Это меня угнетает, - признался актер незадолго до смерти.
Привез в Донбасс прах отца
Актер был сыном родившегося в Донецке известного советского писателя Леонида Жарикова (по паспорту - Ильи Милахиевича Жарикова, именно поэтому у Евгения отчество Ильич), автора трилогии «Повесть о суровом друге», «Судьба Илюши Барабанова» и «Красные сабли», а также множества рассказов, повестей и очерков, посвященных нашему региону («Огни Донбасса», «Песня о шахтерах», «Этюды углем», «Шахтерские сказки»). Со временем семья осела в Москве, но писатель всегда помнил о своих корнях, навещал нашу область. Проезжая как-то по Старобешевскому району, неподалеку от села Обильное, он залюбовался одним из курганов. И сказал, что хотел бы быть похороненным в этих местах. Евгений Жариков выполнил завещание отца. Хоть местом упокоения писателя стало Кунцевское кладбище Москвы, актер привез в Донетчину его прах. И развеял над донецкой землей.
Леонид Жариков: "Сердце мое прописано в Донбассе. Навечно!"
Андрей Питонов.