Три зазеркалья Алисы Фрейндлих

 Роль Людмилы Калугиной принесла Алисе ФРЕЙНДЛИХ любовь миллионов.

«Я думаю, что таланту нельзя простить осознание своей исключительности. К сожалению, я много талантов знаю, которые угасли из-за того, что не приложили к этому ни малейшего труда, им не хватило старания и осознания того, что это - Богом данное благо, которое ещё нужно отслужить», - считает Алиса Фрейндлих, которой 8 декабря исполняется 80 лет. Сама Алиса Бруновна, блиставшая в театре и кино (и продолжающая это делать), никогда не считала себя исключительной и постоянно трудилась, оттачивая актёрское мастерство. Эта маленькая женщина (рост у неё - всего 1 м 53 см) создала огромную галерею характеров, представая перед зрителями то мальчишкой, то королевой, то мымрой, то красавицей. Давайте же шагнём в три зазеркалья её души - три основных мира, в которых живёт не кэрролловская, а питерская Алиса.

 

Была Малышом и Джульеттой

 

«Театр - главная любовь моей жизни. Я всегда вхожу в зрительный зал в предвкушении чуда, в ожидании той любви, которая должна родиться во мне к тем, кто будет это чудо создавать. И если любовь возникла, я ей не изменяю», - уверяет Фрейндлих.

Артистические способности в ней проявились в раннем детстве. Гены, однако. Её мама в молодости участвовала в художественной самодеятельности, а после, в Ленинграде, на драматических курсах Театра рабочей молодёжи познакомилась с актёром немецкого происхождения Бруно Фрейндлихом.

В три года Алиса попала на дипломные спектакли сестры матери и её мужа, которые тогда заканчивали консерваторию. Несколько дней после этого девочка напевала мелодии из оперы, а также играла в «театр», тайком наряжаясь в мамины платья.

В школьном театральном кружке она играла мужские (после войны произошло разделение школ по половому признаку) и характерные роли. «Сыграла Бальзаминова в «Женитьбе Бальзаминова», Леля в «Снегурочке», Феклушу и сумасшедшую барыню в «Грозе». С тех пор так и повелось, что мне доставались на сцене всё больше мальчики и старушки», - смеётся Алиса Бруновна.

Она выбирала между драматической и оперной сценой (голос был сильный - высокое меццо-сопрано), подав в конце концов документы в Ленинградский театральный институт им. Островского. По окончании попала в труппу местного драмтеатра им. Комиссаржевской, где провела четыре года. Первой ролью Фрейндлих на профессиональной сцене стал 14-летний подросток Гоги в постановке «Человек с портфелем». Это сейчас её называют «первой леди петербургской сцены», а тогда, как вспоминает актриса, была «целая цепь разных Оль, Маш, Вер, в общем, целая стайка девочек, довольно досадно похожих друг на друга».

Переход в Театр имени Ленсовета (служила там с 1961-го по 1983-й) сделал Фрейндлих известной и любимой. Из ряда сыгранных ею драматических ролей, о которых мечтают многие (старуха Селия Пичем из «Трёхгрошовой оперы», юная Джульетта из знаменитой трагедии Шекспира, несчастная Катерина Ивановна из «Преступления и наказания» Достоевского), выбивается Малыш из «Малыша и Карлсона». Но именно её Алиса Бруновна называет одной из своих самых любимых.

С 1983-го она - актриса Большого драматического театра им. Товстоногова. Именно там Алиса Бруновна исполнила свою давнюю мечту, сыграв леди Макбет в спектакле по одноимённой пьесе Шекспира, а также, объединившись со старым другом Олегом Басилашвили и дочерью Варварой Владимировой, в нескольких постановках, в том числе «Лето одного года» (именно с ним в последний раз была в Киеве год назад, когда уже начался Майдан), «Уроки танго и любви», «Дядюшкин сон» и «Калифорнийская сюита».

В этом году в БДТ состоялась премьера спектакля Андрея Могучего «Алиса» по мотивам произведения Льюиса Кэрролла с Алисой Бруновной в главной роли (героиня, страдающая от одиночества, совершает неожиданное путешествие в Страну Чудес, которая, на самом деле, является её внутренним миром), за исполнение которой Фрейндлих получила в ноябре театральную премию «Золотой софит».

 

Ради Мымры жила в поездах

 

В знаковый для себя «Служебный роман» (1977) Фрейндлих попала, имея за спиной уже немало киноработ. Можно вспомнить «Похождения зубного врача», «Соломенную шляпку», «Агонию». Но именно комедийная мелодрама Эльдара Рязанова, снятая по пьесе «Сослуживцы», сделала Алису Бруновну любимицей не только театралов, но и «киношников».

С Рязановым у Фрейндлих долго «не сросталось». Он пробовал её в «Гусарскую балладу», однако, выбрал Ларису Голубкину. Писал под Алису роль Алевтины в «Зигзаге удачи», но Фрейндлих забеременела. Зато с «серой мышкой» Людмилой Калугиной всё получилось.

«От Алисы, женщины очаровательной, потребовалось немалое мужество - обезобразить себя до такой степени, чтобы прозвище Мымра не казалось зрителям преувеличением, - вспоминал Рязанов. - С помощью гримёров и художника по костюмам актриса самоотверженно бросилась на поиски облика нудной и старомодной женщины».

Нужный костюм для съёмок отыскала сама Фрейндлих, излазив всю гардеробную «Мосфильма». Она же отточила «фирменную походку» своей героини. «Благо начальственных тёток вокруг было навалом, особо изобретать не пришлось, - делится Алиса Бруновна. - Съёмки «Служебного романа» выпали на осеннее рабочее время, меня отпустили из театра, но предупредили, чтобы снималась «без ущерба для спектаклей». И что тогда получилось? Ночь в поезде - съёмка в Москве, ночь в поезде - спектакль в театре, и так целый месяц. Это было трудно. Я иногда так крепко засыпала, что меня даже увозили в депо на сортировочную».

За роль Калугиной, в которой Фрейндлих проявила и свои музыкальные способности (две песни в её исполнении - «У природы нет плохой погоды» и «Моей душе покоя нет» - сразу стали хитами), Алису Бруновну признали лучшей актрисой года по версии журнала «Советский экран». В 1984-м вышла ещё одна рязановская лента, где блистала Фрейндлих - «Жестокий романс», где ей досталась роль дворянки Хариты Огудаловой, мечтающей выдать дочь за богатого жениха.

Спустя год после «Служебного романа» актрису ждал ещё один грандиозный успех: в ленте «Д’Артаньян и три мушкетёра» Фрейндлих предстала в образе Анны Австрийской - супруги короля Франции Людовика XIII.

«Я никогда не видела живую королеву, разве что по телевизору или в прессе», - рассказывает актриса, которая далеко не сразу вошла в роль. Помог создатель ленты Георгий Юнгвальд-Хилькевич, объяснивший Фрейндлих логику поступка Анны, подаривший королевский презент - подвески - своему любовнику лорду Бэкингему. «Во-первых, она - испанка. И подзывает д’Артаньяна этаким щелчком пальцев. А подвески подарила потому, что единственное, чем могла напакостить королю, так это отдать его же подарок! Испанское проявление непокорности, наряду с австрийской расчётливой холодностью. Моё предложение показалось Фрейндлих тем ключиком, которого ей не хватало. И роль Анны Австрийской заиграла всеми гранями», - рассказывал режиссёр.

В «Сталкере» Андрея Тарковского перед нами предстала совсем иная Фрейндлих. Небольшую роль жены главного героя, уходящего в Зону, она играла с таким накалом, что чуть не потеряла сознание. Для роли в ленте «Будни и праздники Серафимы Глюкиной» Алиса Бруновна похудела на семь кг. А в картине «На Верхней Масловке», вышедшей в 2004-м, после десятилетней кинопаузы Алисы Бруновны (не считая главной роли в сериале «Женская логика»), она перевоплотилась в 87-летнего скульптора. Сделала это настолько достоверно, что получила очередную «Нику» за лучшую женскую роль.

Ярких ролей после этого уже не было. Разве что Марья Михайловна в сериале «Линия Марты», вышедшем на экраны в этом году и особенно близком Фрейндлих блокадной темой (она сама пережила в Ленинграде ужас блокады и осталась жива лишь благодаря бабушке, которая жёстко нормировала питание).

 

Алиса Бруновна, её внучка Анна (учится в Театральной академии - на кафедре продюсирования) и дочь Варвара.

 

Личная жизнь разбивалась о занятость

 

В зазеркалье любви первым был студент-однокурсник по театральному институту Владимир Карасёв. Однако брак этот продержался чуть более года. Вскоре после выпуска из вуза пара разошлась.

Зато попытка №2 продлилась почти два десятилетия. Театральный режиссёр Игорь Владимиров был старше Алисы на шестнадцать лет, она стала его третьей женой. «Когда мы встретились, я была абсолютно белым листом во всех житейских отношениях. Как актриса-то уже сформирована, много играла, - вспоминает - Фрейндлих. - Он был большой умница, с потрясающим чувством юмора. Мне было интересно - я жадно, как губка, впитывала всё, что он знал».

Владимиров не только сделал жену примой театра Ленсовета, которым руководил, но и стал отцом её единственного ребёнка - дочери Варвары, которая родилась 13 марта 1968 года (была замужем за политиком Сергеем Тарасовым, от которого у неё двое детей: сын Никита и дочь Анна). И всё же брак распался. «С Игорем Петровичем мы расстались, потому что он был большой любитель женщин, - откровенничала Алиса Бруновна. - Я его не ревновала до поры до времени, потому что он вёл себя очень осторожно. А потом стал сильно выпивать, был у него такой жуткий период».

В третий раз Фрейндлих попытала счастье с мужчиной, который был младше на 15 лет. Уроженец Кировограда Юрий Соловей, как и она, служил актёром в театре имени Ленсовета, а также писал картины. Этот союз выдержал менее десяти лет, рухнув в 90-м. «Так как Юрий ничего не оканчивал, то у него была масса проблем, хотя он очень одарённый человек. И вот то обстоятельство, что у меня всегда было всё в порядке, а у него всегда не в порядке, очень действовало на наши отношения, - признаётся Алиса Бруновна. - Когда мы поняли, что стрессов больше, чем в состоянии выдержать организм, мы разошлись». При этом они сохранили дружеские отношения, которые, несмотря на расстояния (Юрий сейчас живёт в Германии), поддерживают до сих пор.

«В личной жизни, к сожалению, я несчастлива. Не хочу сказать, что у меня совсем не было счастья. Но всё в конце концов разбивалось о мою занятость. Мужчины не любят чересчур самостоятельных женщин. Они не приемлют Алису Фрейндлих, которая отстаивает свою творческую и финансовую независимость. И вот этот диссонанс, который возникает в семье, неизбежно разрушает её», - делится Алиса Бруновна.

Впрочем, у неё есть прекрасная дочь, замечательные внуки, любящие зрители. Так что и в этом зазеркалье всё у Фрейндлих в порядке.

 


Андрей ПИТОНОВ
Читайте также: