Писательница Лиза Хворс: "С близким человеком всё равно, что есть - вы друг друга "кормите" энергией"
Лиза Хворс начала журналистскую карьеру в Донецке. Окончив здесь совершенно негуманитарную специальность «экономическая кибернетика», уехала в Киев, где получила второе, уже журналистское, образование в престижной «Могилянке» и стала писательницей. Пока работала в украинской столице, издала в «Фолио» книгу «Лина: невозможность одиночества». Сейчас живет в Москве, где продолжает писать книги, сценарии, записывает свои песни.
С Лизой мы побеседовали о еде в российской столице и ее собственных рецептах.
- Как там сейчас в Белокаменной с едой?
- Я очень долго не любила есть. И сейчас, во взрослой жизни, постоянно открываю для себя новые вкусы. Дело не в том, где живешь. Лобстеров и в Донецк привозят, а гречка продается и в Москве. Запомнилось, когда в январе брат привез мне на день рождения огромного океанского краба. Теперь уважительнее буду относиться к крабовым палочкам: они действительно похожи на крабовое мясо, хотя и делаются из рыбы.
- Впечатлила ли тебя «книжная еда» какого-нибудь автора?
- Но я ее до сих пор полноценно не приготовила! Книга называется «Империя ангелов». Автор - Бернар Вебер. Там описывается десерт «Плавающие острова», очень простой: безе в заварном креме. Заварной крем я делала, и не раз. А вот с безе никак не соберусь.
- Что пьешь, если хочется творить без передышки днем и ночью?
- Кофе и чаем я «обпиваюсь» и без особого повода. Когда только начали появляться фруктовые чаи, все полки у меня были уставлены красивыми баночками и коробочками - со всевозможными вкусами. Потом, когда любой чай уже можно было купить на каждом углу, это стало не так интересно. Еще какое-то время на моей кухне продержался ройбуш, очень долго там жила мята, а теперь, наконец, поселился заварной кофе.
- Нравится вкус или эффект?
- Ни то, ни другое! У меня совершенно детское восприятие еды - игровое. Максимум, что можно сделать с чаем, - это сварить его на молоке или добавить мед с коньяком. Всё остальное в него уже добавлено лучше, чем ты можешь придумать. А кофе... тут душа может разгуляться. Корица, имбирь, ваниль, гвоздика, молоко… И кофе всегда разный, на вкус очень влияет его крепость.
- Ты, конечно же, пьешь крепкий?
- Нет, крепкий - это маленькая чашечка и учащенное сердцебиение. Я люблю процесс больше, чем эффект. По роду деятельности у меня очень много встреч «за чашкой кофе», я всегда беру капуччино или грейпфрутовый сок. Мне больше нравится пить, чем есть, поэтому основная посуда в доме - это чашки, как правило, интересной формы и немаленьких размеров. Очень люблю свою термокружку «женской» вытянутой формы. Можно пить долго и все время горячее.
- Грейпфрутовый сок, потому что полезно?
- Да, я всё время думаю о здоровом питании, как это ни странно будет слышать от человека, который каждый день ест сладкое и не краснеет. Но с энергетической точки зрения мясо более вредно, чем халва или пастила. Даже если закрыть глаза на совершенное убийство, предшествовавшее появлению у тебя на тарелке «отбивной с кровью».
- Когда ты готовишь?
- В двух случаях. Первый: если давно этого не делала и мне хочется просто отвлечься. Ведь это очень простой процесс, который тем не менее занимает уйму времени. Второй случай, более частый - это ожидание гостей. В Москве фаст-фуд - это роллы. Поэтому помимо салатов, именно ими гостей и кормлю. Это красиво, полезно и сытно, но главное - интересно. Потому что крутить их можно к радости гостей - в их присутствии, и даже научить самых смелых это делать самим. Однообразие невыразимо скучно, даже если очень вкусно. А в роллах как раз много ингредиентов. Хотя важнее - с кем есть. С близким человеком вообще все равно, что есть, потому что вы друг друга «кормите» энергией, которую тут на месте же и создаете радостью общения.
- Кулинарные программы смотришь?
- Еще в Киеве меня пригласили на «Званый ужин». Я там так расхозяйничалась, что поступили предложения вести кулинарную передачу. Ту программу умудрилось посмотреть огромное количестве людей, которые меня знают. Декан моего факультета, узнав, что у меня вышла книга, была уверена, что она... с рецептами! А рецепты, по которым я в «Ужине» готовила три блюда, сочинила на пятиминутном перерыве между парами по научной журналистике и журналистскому расследованию. Но оказались очень удачными. По ним потом даже мама моей подруги готовила праздничный стол.
- Участие было пиаром?
- Нет, я тогда об этом не думала. Как, впрочем, и сейчас. В съемочной группе работала моя хорошая подруга, а искать интересных участников, которые не пугаются камер, лампочек, шнурочков, микрофонов и того, что всё это потом покажут по телевизору, всегда непросто. В общем, я согласилась на участие, но после съемки слегла на неделю. То, что показывалось полчаса, на деле снималось часов по восемь и часто до утра, так что мой организм не выдержал такого совмещения с учебой и работой. Плюс после той программы я перестала есть красную икру: последний участник, пожилой актер, кормил нас ею ложками, а она была совсем не камчатская…
Приготовим роллы
Спрессованные водоросли нори и рис можно купить в супермаркете. Вареный рис размажьте на нем равномерным, не толстым слоем. Выложите полоской в начинку: нарезанную соломкой красную слабосоленую рыбу, свежий огурец и плавленый сыр, можно добавить порезанные на сектора оливки. Затем с помощью циновки скрутите ролл и нарежьте его. Классическое сочетание - с соевым соусом и маринованным имбирем. Васаби - аналог нашей горчицы, так что это дело вкуса.
Соус по-японски
Ингредиенты: 1 желток, 1 чайная ложка горчицы, 1 чайная ложка сахара, 1 столовая ложка винного уксуса, 0,5 стакана растительного масла, 1 апельсин.
Желток, горчицу, сахар, уксус, соль взбейте и постепенно влейте в эту смесь растительное масло, продолжая взбивать. Сок одного апельсина разведите водой в соотношении 1 ложка сока на 7 ложек воды. В этой апельсиновой воде разведите муку, вскипятите, и смешайте с приготовленным соусом.
Безе с заварным кремом
Ингредиенты: белки двух яиц, 115 г сахара, для крема: желтки от двух яиц, 250 г молока 50 г сахара, 10 г ванильного сахара, 25 г муки, цедра лимона.
Желтки разотрите с сахаром до образования густой смеси светло-желтого цвета. Затем постепенно примешайте муку. Доведите до кипения молоко, в которое предварительно надо высыпать цедру одного лимона. Горячее молоко процедите через ситечко, чтобы удалить лимонную цедру, после чего перелейте молоко в желтковую смесь, активно помешивая образующийся крем. Кастрюлю с кремом перенести на плиту, все время помешивая, варить несколько минут до образования густого крема. Готовый крем перелейте в миску, посыпьте сверху сахарной пудрой и уберите в холодильник. Отделите белки от желтков. Взбейте белки в устойчивую пену, постепенно добавляя мелкий сахар. Готовая масса должна быть гладкой.
Противень накройте пергаментной бумагой, с помощью кондитерского шприца по спирали выдавите массу, сделав края круга чуть выше. Расстояние между «гнездами» из безе должно быть не менее 2 см, т.к. при выпекании безе увеличивается в размере. Духовку нагрейте до 150 градусов и выпекайте в течение часа. Затем выключите духовку, приоткройте дверцу и, не вынимая безе, оставьте на 30-40 минут. В серединки остывших безе добавьте заварной крем.
Ирина Розанова. Фото Леонида Иванова.