В кораблекрушении обвинили... стихию

Лицеист Владимир Конончук у макета теплохода «Матвей Муранов».

Единственный ныне оставшийся  в живых член экипажа теплохода «Бакинский комсомолец» рассказывает о том, по чьей вине и как в мирное время на траверзе Геленджика утонуло судно Азовского морского пароходства.

В свое время мне довелось сделать один рейс на теплоходе «Матвей Муранов», где я,  несмотря на  разницу в возрасте, сошелся с первым помощником капитана Торорощенко. Служебное положение  да и  обстановка  того времени никоим образом не способствовали излишней откровенности. По крайней мере, Виталий Антонович никому из соплавателей не рассказывал о гибели теплохода «Бакинский комсомолец», в судовой роли которого значился мотористом первого класса. И хотя с тех пор миновало несколько десятилетий, публикуемые в эксклюзивном порядке воспоминания ветерана флота не утратили своей актуальности. 

В преддверии катастрофы

Май 1952 года. Москва,  Министерство морского флота СССР. Около полудня на стол замминистра, ведавшего безопасностью судовождения, легла радиограмма  за подписью капитана Новороссийского торгового порта:  «Учитывая сложную метеорологическую обстановку Черном море зпт прошу разрешить установку шифтингов (дополнительные перегородки,  предотвращающие смещение сыпучих грузов)  на тх Бакинский комсомолец тчк».

Ответ последовал незамедлительно:  «Установку шифтингов зпт что может отрицательно сказаться на  скорости обработки судна запрещаю тчк Основание тире приказ Минморфлота  зпт которым определяется летнее время с первого мая по первое октября тчк». Шеф торгового флота страны, разумеется, был не последней фигурой в служебной иерархии, под его рукой находилось около тысячи плавединиц различного тоннажа. Однако он не является наместником Бога на  море, и никакой самый грозный  приказ его не мог отменить шторма,  которые вольно разгуливали под солнцем независимо от времени  года.

Чтобы у читателей сложилось некоторое представление о грузившемся в Новороссийске пшеницей теплоходе, приведу некоторые данные. Грузоподъемность - шестьсот тонн, суммарная мощность силовых установок - восемьсот индикаторных сил,  построен в Галаце,  передан по репарации румынскими властями Советскому Союзу,  район плавания - ограниченный.

Заведующий Мариупольским морским музеем, бывший моторист «Бакинского комсомольца» Виталий Торощенко.

Всего в Азовском пароходстве насчитывалось около двух десятков переданных по репарации судов, что частично возместило потери Великой Отечественной. Так, только в ходе десантных операций вражеской авиацией и самоходными баржами, имевшими  бронированные корпуса и мощное артиллерийское вооружение, уничтожено около трети  действующего флота Азовья.

А смутьян остался жив

Но на то были соответствующие причины, чего нельзя сказать о кораблекрушениях мирного времени, начало которым положил «Бакинский комсомолец». И сейчас, по истечении стольких лет, Виталий Торорощенко уверен, что не шторма, а высшие чиновники погубили «Рокшу», «Илью Мечникова», «Комсомолец Калмыкии» и другие суда АМП. В частности, капитан «Умани», грузившейся мерзлой рудой, трижды предупреждал руководство о неизбежности катастрофы. Еще более решительно повел себя второй помощник, отвечавший за погрузку. Он упаковал чемодан и, невзирая на протесты капитана, покинул судно. Слова помощника, с которыми он обратился к остальным членам экипажа, оказались пророческими:

- Первый же шторм в Атлантике отправит «Умань» на дно. В этой связи предлагаю последовать моему примеру. Но не из-за трусости, а в  знак протеста...

В назидание другим смутьяна наказали по всей строгости: закрыли визу и осудили. Что же касается чиновников Минморфлота, то они, как и следовало ожидать,  вышли сухими из воды, списав  «Умань» на бушевавший в Бискайском заливе шторм. А настоящей причиной являлась оттаявшая в теплых водах железная руда.

На палубу выполз...

В 14.30 «Бакинский комсомолец» покинул акваторию Новороссийского порта. В тот день сила ветра  достигала 25 метров в секунду, а высота волн - четырех-пяти метров, что почти вдвое превышало осадку самого судна. Воспользовавшись предоставившейся возможностью отдохнуть перед вахтой, Виталий спустился в кубрик. Однако едва только начал дремать, как неведомая сила вышвырнула его из койки. Скорее всего, от удара о противоположную переборку паренек потерял сознание. По крайней мере, он не слышал сигнала тревоги и последовавшей вслед за ней команды капитана:«Шлюпку левого борта приготовить к спуску!».

- Когда  я выбрался на палубу,- вспоминает Виталий Антонович,- судно лежало на левом борту с креном в сорок пять градусов. Возле шлюпки возились несколько человек во главе со старпомом.  Кто-то из них крикнул, чтобы я шел помогать. Но было уже поздно...  «Всем - за борт! - приказал старший помощник.- Судно сейчас опрокинется!».
Хотя Черное море и считается теплым, начало мая - не самая подходящая пора  для водных процедур. Особенно если волны играют пловцом, словно тряпичной куклой.  Но другого варианта у экипажа терпящего бедствие судно не имелось. Хочешь выжить - плыви, зубами  вцепляйся в подвернувшийся под руку плавучий предмет.

- Если бы не доска  из аварийного запаса,- продолжает бывший моторист, - я бы и десяти минут не продержался. Гляжу, рядом барахтается кокша Константиновна. «Подгребайся! - кричу ей. - Хватайся за доску...» А хватка у Константиновны, которая по тогдашним моим понятиям считалась старухой, была мертвой. Когда час спустя к нам подошел пограничный корабль №144, ее едва оторвали от доски... Некоторое время мы видели, что теплоход еще находился на плаву... У меня и сейчас перед глазами обросшее ракушками днище и оба винта... Но агония продолжалась недолго...

Шторм приказу вопреки

В Новороссийске,  куда доставили  спасенных, уже находился начальник пароходства. На радостях,  что все остались живы,  он предоставил экипажу трехдневный отгул и разрешил питаться в ресторане.  Именно там едва не возникла драка, которую пытался спровоцировать замминистра.

- Представляешь,- возмущается Виталий Антонович,- влетает в кабак наглорожий мужик и начинает орать с порога: «Сволочи,  пьяницы! Угробили пароход, а теперь водку икрой закусываете!». Его счастье, что народ до кондиции не дошел... Но самое поганое в другом - тот замминистра  даже выговор не получил, а нашего капитана чуть не посадили.

На четвертый день, когда начала заседать государственная комиссия, обнаружилось, что ответ из Москвы куда-то запропастился. Таким образом, из потерпевшего кораблекрушение капитан превратился в его виновника со всеми вытекающими  отсюда выводами. И неизвестно, сколько бы лет отсидки отмерили бедолаге, не вспомни капитан  Новороссийского порта о том, что радиограмму из Москвы он спрятал в нагрудный карман рабочего кителя.

- Пришлось комиссии искать другого виновника. Им стал, по авторитетному заключению, шторм, вторую неделю бушевавший над Черным морем вопреки приказу министра. Таким образом, «Бакинский комсомолец» стал родоначальником порочной тенденции - списывать катастрофы на неблагоприятные метеорологические условия. Однако, как вы понимаете, в гибели судов Азовского пароходства повинна не стихия, а люди, точнее - чиновники различных рангов.

И последнее. В четыре руки мы с Виталием Антоновичем подсчитали, сколько судов погибло в Великую Отечественную и сколько их ушло на дно в послевоенное время. Цифра получилась внушительная. Однако она меркнет перед потерями, которые понес торговый флот Украины  за годы «самостийности». Так, численность приписанных к Мариуполю судов сократилась в несколько раз, еще четырнадцать из них по причине изношенности будут поставлены на мертвый якорь в текущем году.

Архивных сведений не имеется

На страницах нашей газеты публиковались материалы о гибели турбоходов  «Иван Сеченов», «Илья Мечников», теплоходов «Умань», «Комсомолец Калмыкии», лихтера «Рокша» и других судов Азовского морского пароходства (ныне «Торговый флот Донбасса»). К сожалению, сбор материала был сопряжен с определенными трудностями. Если не считать заключение госкомиссии по «Рокше», в архивах не сохранилось никаких официальных документов. Поэтому факты кораблекрушений пришлось устанавливать путем опроса непосредственных участников тех событий.

Воспользовавшись предоставившейся возможностью, Виталий Антонович попросил дать фото рулевого теплохода «Краснодон» Саши. Возможно, бывший матрос узнает себя и откликнется...

Отдельную благодарность хотелось бы выразить бывшему заместителю капитана Ждановского порта Владимиру Меркулову, известному яхтсмену Ивану Кириченко, заведующему Мариупольским морским музеем Виталию Торорощенко и еще десяткам азовчан, которые помогли приподнять завесу тайны гибели судов одного из крупнейших пароходств Советского Союза.


Юрий Хоба. Фото автора.
Читайте также: