«Сгорела» душа класса
- Yes! Класс! - воскликнула юная старожилка отделения онкогематологии для детей, сделав победный жест, популярный нынче у тинейджеров. Столь эмоционально 15-летняя пациентка отреагировала на сообщение врача о необходимости сделать очередную пункцию. Если извлечение спинномозговой жидкости проводят огромной иглой без обезболивания через грудную клетку спереди, это непереносимая физическая мука. А если сзади, напрямую из позвоночника, то это вполне терпимо, и на фоне каждодневных страданий даже… «класс». За полтора года и ребенок, и его родители будто втянулись в захлестнувшее их горе, хотя смириться со страшным диагнозом, конечно, не могли.
Девочка не расставалась с учебниками
Ничто не предвещало беды. Семиклассница енакиевской школы № 25 Лолита, весной прошлого года вернувшись с танцевального конкурса, пожаловалась на тянущую боль в шее. Мама, Наталья Александровна, заботливо растерла дочурку, а утром у той на плечах появились какие-то шишки. Не мешкая, обратились к врачу, сдали анализы. А вскоре медики, без лишних сантиментов, прямо по телефону сразив мать жутким словом «лейкемия», срочно направили девочку в Донецкий институт неотложной и восстановительной хирургии им. Гусака. Независимые лабораторные исследования подтвердили неутешительный диагноз. Перед семьей разверзлась непреодолимая бездна страданий.
- Лола тяжело перенесла химиотерапию, три месяца у нее бездействовала рука, ей дважды делали сложную операцию на кишечнике, на ногах лопались тромбы. Она по 20 дней лежала под капельницами, но как только в изнурительных процедурах наступает передышка, дочь берется за учебники, - спокойно и мужественно рассказывала Наталья на минувшей неделе. - Она хорошо учится. Ложится и просыпается с книгой. Если получает «девятку», ревет и стремится пересдать. Сама такая умница, и мы думаем, что наш ребенок идет на золотую медаль.
В строгом лечебном учреждении Лолита не отказалась от прежних пристрастий. В больничной палате у нее был ноутбук, по которому она занималась с наставницей английским. По просьбе дочери родители привозили ей учебники. Лола боялась отстать от сверстников, и когда врачи отпускали ее на побывку, домой приходили учителя.
Потерявшая после химиотерапии русые волосы и пережившая физические мучения, Лолита Романенко (слева) стала взрослее, серьезнее и… навсегда осталась школьницей.
Вообще-то такие нагрузки для юной пациентки нежелательны: организм должен отдыхать и получать только положительные эмоции. Но, может быть, тогда просто сложить руки, сказать ребенку, что всё у него в прошлом, и этим смирением перечеркнуть усилия медиков и неугасающие надежды на исцеление?! Романенко так не могли. Они били во все колокола, использовали любые возможности, чтобы поставить дочь на ноги.
Неподъемная проблема
- Если бы не моя бабушка и прабабушка Лолы, Людмила Сергеевна Деговцова, я бы сошла с ума. Но только моральной поддержкой с нашим диагнозом не справиться. Мы с мужем постоянно работаем, я - специалист в МРЭО, он - предприниматель, ремонтирует машины, но больница «съела» все семейные сбережения. Частное предприятие моего брата, енакиевские предприниматели и совершенно незнакомые люди бескорыстно помогают спасению нашей дочери, - благодарно говорила мать. - Но девочке необходима операция по пересадке костного мозга, а это колоссальная сумма.
И такая же, добавлю, неподъемная проблема для рядовой семьи. Пройдя по бюрократическим ступеням облздрава и Министерства здравоохранения, ребенка, больного лейкозом, можно поставить в очередь на зарубежную хирургическую помощь и годами ждать конкретных шагов от нерасторопного и нищего государства. Между тем, самое дорогое, что есть у деток из отделения онкогематологии, это время. Но оно утекает, как в песочных часах: быстро, зримо и безвозвратно. А каждые сутки промедления - это дополнительное истязание химиотерапией разлаженного недугом юного организма.
В донецких палатах, где тесно от несовершеннолетних пациентов, за по-следние полтора года побывало семь енакиевских ребятишек, страшный диагноз которых медики связывают, в частности, с нездоровой экологией города. В такой ситуации несчастные родители могут уповать только на собственную неутомимость и ощутимое участие бескорыстных людей.
- С 2007 года по сегодняшний день на учете по онкологии постоянно состоит порядка 12 детей и подростков. Каждый год по одному ребенку погибает. Но если лечение большинства форм рака и в области, и в стране в основном обеспечено медикаментами, которые дают стойкую ремиссию на несколько лет, то с заболеваниями крови положение просто ужасное, - с прискорбием признает заместитель начальника отдела здравоохранения Енакиева Юлия Кучерова. - Таких у нас пять человек, в пересадке костного мозга на данный момент нуждалась только Лолита. Но, к несчастью, это насколько дорогостоящая операция, что помочь этим детям мы не в состоянии.
И всё же семья что есть сил боролась за девочку. Республиканский научно-практический центр детской онкологии и гематологии в Белоруссии сообщил о готовности принять на лечение гражданку Украины Лолиту Романенко и провести ей трансплантацию костного мозга. Для этого требовалось 150 тысяч евро, на которые, в том числе, должны были закупить и доставить из Германии донорский материал. Папа отвез в Минск образцы крови дочери, внес средства, необходимые для поиска донора. Госпитализировать ребенка обещали только при перечислении всей суммы.
В платье невесты
А в среду журналистке «Донбасса» позвонила мама Лолиты и, глотая слезы, сказала, что дочери больше нет. На фоне положительных сдвигов в самочувствии у девочки резко подскочила температура, и ребенок просто «сгорел». Бедная школьница, навсегда оставшаяся подростком! Бедные безутешные родители, обрядившие дочь в последний путь в платье невесты.
- Никто не ожидал такой трагедии, мы все надеялись на лучшее. Это такой замечательный ребенок - яркий огонечек, староста, душа класса. Друзья писали ей письма поддержки, очень за нее переживали. Мы с учителями не можем передать всю глубину скорбных чувств, - сказала и.о. директора ОШ №25 Наталья Грищенко, вокруг которой траур сплотил учащихся, их родителей, педагогов. - На школьном дворе для нашей Лолиты прозвенел последний звонок...
В Украине заболевшие дети обречены
Ежегодно в пересадке костного мозга нуждаются до двухсот ребятишек по всей стране, но в родном отечестве такие операции не практикуются. Украина не располагает собственным банком доноров, поэтому не имеет договора с Международным донорским реестром, в котором на учете состоят до шести миллионов человек, готовых отдать частичку самих себя во имя спасения детской жизни. Более этого, государство не удосужилось создать банк финансовый, специальный накопительный счет, чтобы в любой момент придти на помощь юным пациентам. Оно якобы печется о демографии и своем будущем, но на деле защитить и поддержать его не может. Поэтому дети умирают.
Ирина Коженцова. Фото из архива семьи Романенко.