Деревенский парень давал жару "тиграм"

Михаил Одинцов смело бился на фронтах войны.

Участник боевых действий Михаил Одинцов, встретивший Победу в польском Гданьске в звании гвардии старшины, считает, что у него две малые родины: Донецк, где он живет с 1974 года, и деревня Большие Шалаги.

Детство его отшумело в лесной деревеньке, расположенной в Кировской области. Там его и застала война.

- Помню, как мама плакала навзрыд. Впрочем, обливались слезами все женщины, - вздыхает ветеран. - В течение недели мужчины ушли на фронт. Мы, 15-16-летние пацаны тоже рвались. Но куда там! Назначили меня бригадиром полеводческой бригады. Вкалывали, будь здоров!

Поздней осенью 43-го получил повестку и он.

- Нас, 18-летних, собрали в Котельничах и определили в 32-й учебный танковый полк. Учились стрелять, водить технику. Ох и доставалось нам! Марш-броски с полной выкладкой помню до сих пор. Ничего, выдюжил... Мигом повзрослел.

Перед отправкой на фронт свежеиспеченный сержант успел повидаться с родными. И - прощай, гражданская жизнь!

Он попал в 114-й самоходный артиллерийский полк восьмого механизированного корпуса. На СУ-76, которую фронтовики прозвали «Смерть фашистам, гибель расчету».

- Защита у самоходной установки была слабенькая, - объясняет Одинцов. - Порой «тигр» как долбанет - так от расчета рожки да ножки... Приходилось маневрировать, занимать удобные огневые позиции. Спасало, что умудрялись упреждать немцев и лупили прямой наводкой. Бронебойным - по гусеницам, осколочным - по пехоте. Успех боя зависел и от командира машины, и от наводчика, и от заряжающего, и от механика-водителя. Мой комбат и одногодок лейтенант Сережа Некрасов был отважным и смекалистым. Благодаря его умелому руководству мы долго оставались невредимыми. Нас даже окрестили везунчиками.

Михаил Иванович признается, что ощущение страха накатывало и перед боем, и после него. А в самом сражении было не до того... Как в той песне: «Если смерти, то мгновенной!».

На границе Белоруссии с Польшей в январе 45-го немцы шли напролом. Ранило Некрасова, контузило Одинцова. Но самоходчики высоту отстояли. За тот бой Михаил Иванович получил медаль «За отвагу».

- Никогда мне не забыть 2 марта 45-го, - продолжает полковник в отставке. - До Гданьска оставалось всего ничего, и тут такое сражение развернулось! Мы себя не жалели, немцам терять было уже нечего... Из нашего полка уцелело всего пять самоходных установок. К исходу третьих суток «тигр» накрыл нас снарядом. Убило наводчика, заряжающего... Меня, 19-летнего, ранило в ногу и контузило. Уже в госпитале узнал, что благодаря слаженным действиям самоходчиков корпус развил наступление. Ордена Красной Звезды, Отечественной войны I степени - напоминание как раз о последних боях.


Дмитрий Ильенко. Фото автора.
Читайте также: