"Весь переломанный, я всё равно рвался в небо!"
Накануне Дня аэромобильных войск «Донбасс» побеседовал с десантником, мастером спорта, членом сборной Украины по классическому парашютному спорту, дончанином Юрием Осичным, за плечами которого - свыше шести тысяч прыжков.
Сапожные коллизии в «пьяной» дивизии
- Десантником мечтали стать с детства?
- Да я бы не сказал... Занимался плаванием, футболом, гонял в хоккей в «Дружбе», где тогда был каток. А тридцать лет назад, учась в ПТУ на электрослесаря, начал заниматься парашютным спортом в Моспино - там был и до сих пор действует авиационно-спортивный клуб. Так что, когда в 1981-м уходил в ВДВ, совершил уже 65 прыжков.
- Где отдавали гражданский долг?
- Полгода провел в воздушно-десантной учебной дивизии в литовском Гайжюнае. Мы все добровольно-принудительно писали рапорты с просьбой направить в Афганистан. Взяли 21 человека. Меня чаша сия минула... Попал в Болградскую (она же Свирская) воздушно-десантную дивизию, что стояла на границе Одесской области и Молдавии. Мы называли ее «пьяная», - улыбается Юрий. - Вина в тех краях было много, цена - смешная. Но мы меру знали!
- Какой самый памятный случай произошел во время службы?
- Уже под дембель проходили большие учения, за которыми наблюдало командование. И надо ж такому случиться - я неудачно приземлился. Парашют снял, автомат на изготовку - в атаку! А никак… Нога болит. Снял сапог посмотреть, что к чему, а надеть его уже не могу: распухла. Поковылял в медсанбат. Врача нет… Долго ждал. Смотрю - на носилках кого-то несут. Оказалось - врач (в те годы прыгали и повара, и доктора). Десантировался еще печальнее, чем я: ударил позвоночник. Закинул я тогда на плечо сапог и двинул искать своих...
Больше снайпер, чем гимнаст
После армии Осичный десять лет проработал в шахте «Социалистический Донбасс» на Заперевальной. Очень благодарен директору шахтоуправления Юрию Баранову, который отпускал его тренироваться и прыгать за сборную. Наш земляк - призер чемпионатов Союза, неоднократный чемпион Украины, участник ЧЕ и мира.
- Классический парашютизм состоит из двух упражнений: одиночная акробатика в небе (комплекс фигур, включающих спирали и сальто, прыгать приходится с высоты 2200 метров) и точность приземления (с тысячи метров надо попасть пяткой в метку от пяти до двух см), - объясняет Юрий. - Акробатика мне давалась хуже, а вот по точности мы с командой занимали в Союзе второе и третье места. В общем, я больше снайпер, чем гимнаст (смеется).
Кстати, в групповой акробатике (с высоты три-четыре тысячи метров выбрасывается больше количество людей, составляющих в небе разные фигуры) Осичный в числе прочих установил три первых рекорда Украины. Крайний раз («Последний - это уже когда отнесут на кладбище», - уточняет собеседник) их прыгнуло 25 человек.
С 1994-го по 1999-й он выступал за команду «своей» Болградской дивизии. Потом, вплоть до апреля текущего года, когда вышел на пенсию, защищал цвета внутренних войск Украины (Александрия, Кировоградская обл.). Нынче его, 47-летнего, «завербовали» севастопольцы.
Перекрывал крышу - и разбился
- За плечами столько прыжков... Травмы случались?
- Самая жуткая произошла лет девять назад. Я сломал обе руки и правую ногу, ушиб позвоночник, когда упал с высоты третьего этажа. Крышу помогал перекрывать, - грустно улыбается Осичный. - До этого сделал свыше пяти тысяч прыжков - и всё более-менее, а тут... «Прыгать больше не будешь!», - категорично заявили врачи. «Дудки! - говорю. - Буду!». Весь переломанный, всё равно рвался в небо. Восстанавливаться было очень тяжело, но я расхаживался, делал упражнения. Расшибся зимой, а уже в сентябре приехал на чемпионат Украины, который проходил в Киеве. Хромая, залез в самолет. Результатов больших не показал, но прыгнул! Так мне за волю к победе электрочайник подарили.
- Существуют ли у парашютистов особые ритуалы?
- У каждого он свой. Один носки не стирает все соревнования, другой меняет местами левую и правую перчатки. Кто-то шлем надевает на определенной высоте. Я же, бывает, прошу: «Господи, помоги!». Пока помогает, будут прыгать.
Десантирование в бассейн
- Почему ВДВ называют «Войска дяди Васи»?
- В свое время, еще при Союзе, воздушно-десантными войсками командовал генерал Василий Маргелов. Он фактически основал их, сделав элитой вооруженных сил. Василия Филипповича называли «десантник номер один».
- Как вы, бывший десантник, отметите свой профессиональный праздник?
- Десантников бывших не бывает, - уверяет прапорщик запаса. - Это - братство на всю жизнь... Случается, конечно, буянят. Но это всё без злости, чисто по широте души. За столом посидели, попили-поели, кто-то что-то сказал, схватились, помахались. Опять сели и распили мировую. Помню, два года назад, на чемпионате мира в Словакии, финал которого совпал с Днем десантника, я и российские коллеги с криком «За ВДВ!» даже в бассейн прыгали. В этот понедельник надену традиционные тельняшку и берет, дождусь друга из Феодосии, и махнем с ним в Моспино или в парк Щербакова, где традиционно гудят наши.
Мина под ногами
Юрию Осичному довелось полгода прослужить в Югославии в то время, когда та считалась «горячей точкой». «Мы контролировали 200 с лишним километров: горная территория от Сараева до Мостара, - рассказывает он. - Там проходила единственная дорога на Адриатику. Блокпост находился у моста, где в свое время погибли двое хорватских полицейских. В их память воздвигли стелу. Однажды прямо рядом с ней, у бордюра, нашли мину-«лягушку». Я ходил от нее в двух шагах. Счастье, что не наступил. Убить бы, может, не убила, но ноги могла оторвать».
Андрей Кривцун. Фото автора.