Засядько родился на день раньше!
В понедельник исполняется 100 лет со дня рождения нашего земляка, который от слесаря дорос до министра угольной промышленности СССР, поднимал шахты Донбасса после войны, получил пять орденов Ленина, орден Трудового Красного Знамени.
Во всех книгах и даже в вездесущем Интернете датой рождения Героя Социалистического Труда, депутата Верховного Совета СССР ряда созывов Александра Засядько значится 25 августа по старому стилю (7 сентября - по новому, введенному с 1918-го года). На самом деле дата его рождения совпала с нынешним Днем независимости Украины - 24 августа. Следовательно, праздновать его юбилей мы должны 6 сентября.
Открытие это я сделал благодаря директору Государственного архива Донецкой области Надежде Буценко. Позвонил туда с просьбой поискать материал по Александру Федоровичу и попал «в яблочко».
Бывает и хуже
- Вот они - самые истоки, - выкладывает Надежда Дмитриевна на стол здоровенный талмуд с надписью «Макариевская церковь Екатеринослав-ской духовной концестории, поселок Горловка, Бахмутский уезд Екатеринославской губернии».
Будущий министр в четырехлетнем возрасте.
Под номером 220 значится Александр, сын крестьянина Федора Даниловича Засядько и законной жены его Акилины Тимофеевны (оба - православные), рожденный и крещенный в один день - 24 августа.
- В энциклопедиях и в других источниках дата рождения Александра Засядько - 25 августа по старому стилю. Как могла вкрасться ошибка?
- Теперь, наверное, этого не сможет сказать никто. Здесь запись четкая, видно всё замечательно. Возможно, кто-то небрежно делал выписку из метрической книги, которые велись священниками вплоть до 1918 года. Либо родители потеряли документ, а восстанавливали наобум. Подобных прецедентов много. Путают даты, месяцы, а то и годы! Но день рождения Александра Федоровича мы должны праздновать именно 6 сентября.
Взлет во время «чистки»
Будущий министр родился в семье шахтера, но во время гражданской войны родители подались в село. Вскоре отец с матерью развелись, так что Акилина (Акулина) Тимофеевна осталась без мужика да с четырьмя детьми на руках.
Уже в 14 лет Саша поступил учеником слесаря на паровозоремонтный завод. Позже работал на шахтах №8 в Горловке и им. Ленина в Новошахтинске. Окончив Сталинский (Донецкий) горный институт, устроился на шахту
№10-бис треста «Снежнянантрацит».
Угольным делом в СССР по совместительству управлял тогда Лазарь Каганович, руливший также ведомством путей сообщения. «Руководил он горняцкой отраслью методом набегов и разносов, после которых в прямом смысле слова летели головы угольных командиров», - пишет в книге «Хранители огня» бывший редактор «Донбасса» Николай Гончаров. План бездумно добавляли, а кто не справлялся - зачастую расплачивался жизнью. Не обошла беда стороной и «десятку», где «зачистили» начальство.
Таким он был, когда восстанавливал шахты Донбасса. 1944 год.
Засядько стал главным механиком, его давний приятель Кондрат Поченков - главным инженером. Наладили работу, подросли в должностях (Кондрат стал начальником шахты, а Александр возглавил инженерную службу). А когда Поченков ушел управлять трестом «Несветайантрацит», Засядько возглавил предприятие.
За своих стоял горой. Однажды, получив из комбината «Сталинуголь» солидную добавку к плану, поднял бучу. На разборки прибыл лично начальник комбината Никита Изотов - знаменитый забойщик горловской «Кочегарки». Судили-рядили - не сдается Засядько. Потащили строптивца в горком, где выдавили обещание, что шахта станет наращивать добычу. Слово Александр сдержал - нормы перекрывались в два раза. Вскоре появился указ о награждении орденом Трудового Красного Знамени... шахты. Свой Засядько получил аж 29 августа 1953-го.
Решил три проблемы
Меж тем, дела в Донбассе шли плохо. Большая часть шахт план не выполняла, а дальнейшее истребление кадров могло и вовсе загнать угольную промышленность в тупик. Сталин отстранил Кагановича от горняцких дел и создал отдельный Наркомат угольной промышленности СССР, а во главе поставил Василия Вахрушева. Тот затеял собственные кадровые перестановки, в результате которых в 1939-м Засядько вместо Изотова стал рулить «Сталинуглем», а его друг Поченков сменил Мирона Дюканова в «Ворошиловград-
угле».
Засядько был не только редкостный трудяга («пахал» порой по 18 часов в сутки), но и грамотный стратег. Он сумел решить три острые проблемы угольного Донбасса: подтянул дисциплину, начал механизацию подземных работ, обуздал расточительность (кое-где расход леса удалось снизить на сорок процентов!).
Уголек в платочке
Во время войны Александр Федорович возглавлял комбинат «Молотовуголь» на Западном Урале. После того, как немцев изгнали из Тульской области, стал начальником комбината «Тулауголь», поразив Сталина тем, что сумел быстро наладить добычу «черного золота».
5 сентября 1943-го, в день освобождения Горловки, Засядько назначили заместителем народного комиссара угольной промышленности СССР и начальником Главного управления по восстановлению шахт Донбасса. В первый же день он побывал в разрушенной столице края и родном городе, откуда привез в Сталино завязанный в платочек уголек, поднятый стариками на-гора.
Море, которое плескалось в затопленных шахтах, откачивали днем и ночью. Только основных подземных выработок было приведено в рабочее состояние 1 300 км. Смонтировали почти триста копров, заново отстроили бесчисленное количество зданий. Уже к 1950 году Засядько поднял Донецкий угольный бассейн из руин, угледобыча в год 40-летия Александра Федоровича превзошла довоенную на 4,5 миллиона тонн.
Механизировал и стимулировал
Вскоре Засядько стал министром угольной промышленности западных районов страны. Восточной частью руководил выведший его в люди Вахрушев.
Наш земляк бросил все силы на оснащение шахт техникой. Начали обновляться заводы горного оборудования. Вахрушев подхватил этот порыв, между половинками одного министерства закипело своеобразное соревнование. А потом Василия Васильевича не стало. И Засядько сделали единовластным главой углепрома Союза.
Александра Засядько с получением ордена Ленина поздравляет председатель президиума Верховного Совета СССР Леонид Брежнев. 1960 год.
Вскоре под землей заработали комбайны «Донбасс», К-52, «Горняк» для тонких пластов и ККП-1 для крутопадающих. Далее были скоростная узкозахватная выемка, шагающие крепи, движение тысячников, мировое лидерство в угледобыче. Именно при министре Засядько появились ленточные конвейеры вместо скребковых, мощные электровозы. Шахты фактически стали превращаться в подземные механизированные заводы. Засядько же добился Указа Президиума Верховного Совета СССР о награждении лучших проходчиков орденами и медалями, званиями Героев Соцтруда, солидными премиями, а то и ключами от машин и квартир, повышения шахтерских зарплат, улучшения снабжения горняцких районов, ввел особые мундиры...
Печальное совпадение с днем освобождения
Будучи депутатом Верховного Совета СССР по Чистяковскому (теперь - Торезскому) избирательному округу, Засядько ежемесячно приезжал на встречи с избирателями. Конечно, навещал и маленький домик на шахте №10, где жила мама. Сколько раз они с женой просили Акулину Тимофеевну переехать к ним в Москву! А она упорно отказывалась. Сына встречала традиционным чаем, заваренным особым способом.
«Ушел» его Хрущев. Сначала сослал начальником небольшого комбината «Челябинскуголь», а когда потоком пошли гневные письма из Донбасса, снял министра угольной промышленности УССР Кузьмича и лично привез Засядько в Донецк, где располагался Минуглепром. Представление устроили на стадионе, который взорвался аплодисментами, едва Никита Сергеевич сказал, кто станет новым министром республики.
При Засядько угольная промышленность Украины пошла в рост. И Хрущев снова забрал его в Москву. Некоторое время Александр Федорович работал в Госплане СССР, потом - зампредом Совмина. В ноябре 1962-го по состоянию здоровья вышел на пенсию. А в 20-ю годовщину освобождения родной Горловки, возвращаясь после встречи с друзьями, на которой, скорее всего, не обошлось без рюмки-другой, почувствовал острую боль в сердце. Присел на скамейку - и всё... В медзаключении причиной скоропостижного ухода Засядько (он умер накануне 53-летия) назвали острую сердечную недостаточность. Похоронили его на Новодевичьем кладбище.
В память о нем нам осталась мощная отрасль, которая, при разумном управлении, способна на многое. Доказательство тому - донецкая шахта имени
А.Ф. Засядько, введенная в эксплуатацию более полувека назад, еще при жизни легендарного угольного командира, и названная в его честь через две недели после смерти Александра Федоровича.
Сосватал в «Шахтер» «Пономаря»
Став министром угольной промышленности, Засядько взял под свою личную опеку наш «Шахтер». Собрал отовсюду стоящих игроков донецкого происхождения. Уговорил даже перебраться в Сталино одного из лучших форвардов советского футбола - Александра Пономарева (по некоторым данным, решающую роль сыграла четырехкомнатная квартира в Москве, которую министр для него «пробил»).
Что ни шаг, то мат
Нецензурным словцом Засядько не пренебрегал. У знаменитых советских юмористов Тарапуньки и Штепселя был даже такой диалог:
- Есть ли в стране шахматист лучше, чем Ботвинник?
- Есть! Это Засядько! У него что ни шаг, то мат!
Дошло до того, что обиженные чиновники, получившие выволочку от Засядько, «стукнули» однажды Сталину.
Тот вызвал министра к себе и прокрутил ему на специальной аппаратуре «выдержки из выступлений» Александра Федоровича типа: «Вы когда, б.... гребаные, будете давать уголь Родине? Мать-перемать, денежки получаете хорошие, а где отдача, я спрашиваю?». И далее - в том же духе. С тех пор Засядько стал посдержанней.
Андрей Кривцун. Фото автора.