Генерал Ватутин изгнал из Киева фашистов и пал от пули украинских националистов

Николай Ватутин в годы войны.

Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения легендарного военачальника - генерала армии, участника Сталинградской и Курской битв, а также освобождения Украины Николая Ватутина. Крестьянский сын, он командовал войсками Юго-Западного, Воронежского и Первого Украинского фронтов, прославившись как замечательный стратег. Ранение и последующее странное лечение свели в могилу 42-летнего полководца, награжденного орденами Ленина, Суворова, Кутузова и Красного Знамени, а посмертно - званием Героя Советского Союза.

Бился с махновцами и недоверием Сталина

Будущий генерал родился в селе Чепухино (сейчас - Ватутино Белгородской области). Кроме Николая, в семье было еще восемь детей.

Когда конная армия Буденного прогнала деникинцев, он решил: «Буду военным!». И в начале 1920 года ушел служить в Красную Армию. Боевое крещение принял, сражаясь с войсками Махно в районе Луганска и Старобельска.

Через год от голода умерли его дед, отец и младший брат Егор. В 1922-м Николаю, окончившему Полтавскую пехотную школу, вручил удостоверение красного командира лично Михаил Фрунзе, который тогда командовал вооруженными силами Украины и Крыма. Вскоре Ватутин прошел Военную академию имени того самого Фрунзе, а в 30-е годы стал слушателем первого набора Академии Генштаба. Служил в Артемовске, Луганске, Чугуеве, Харьковской стрелковой дивизии. Был начальником штаба 28-й Горской стрелковой дивизии (Владикавказ), подавлял контрреволюционное восстание в Чечне. В конце 1938 года стал начальником штаба Киевского особого военного округа. Участвовал в походе советских войск на Западную Украину.

С 13 февраля 41-го - первый зам. начальника Генштаба в Москве. 21 июня того же рокового года Ватутин, маршал Жуков и нарком Тимошенко направились к Сталину с донесением, полученным от начальника штаба Киевского военного округа Пуркаева. Мол, к пограничникам явился перебежчик - немецкий фельд­фебель, утверждающий, что гитлеровские войска выходят в исходные районы для наступления. Вождь колебался, но его таки уговорили дать добро на директиву, предлагавшую привести в боевую готовность войсковые части и противовоздушную оборону страны. Однако было уже поздно…

Спец по «мешкам» и хитрым маневрам

Через неделю после начала Великой Отечественной войны, простившись с женой Татьяной, сыном Виктором и дочуркой Леночкой, Николай Федорович выехал с группой генералов на фронт.

- В академии мне приходилось сдавать немало серьезных экзаменов, но самый главный и трудный приходится держать на полях войны, - говорил он.

Так получилось, что войска под командованием Ватутина постоянно одерживали верх над немецкими армиями, которыми руководил генерал-фельдмаршал Манштейн, один из лучших военачальников вермахта. И обороняя Новгород как начальник штаба Северо-Западного фронта, и во главе Юго-Западного, когда советские войска устроили 330-тысячной армии фрицев «котел» под Сталинградом, а также очистили от фашистов северную часть Донбасса, и став командующим Воронежского, который отвечал за одно из основных направлений в Курской битве, Николай Федорович умел не только принять правильное решение, но и довести его до логического конца - победы над противником. Маршал Жуков в книге «Воспоминания и размышления» писал о Ватутине: «Чувство ответственности за порученное дело было у него развито чрезвычайно. Обладал завидной способностью коротко и ясно излагать свои мысли. Отличался исключительным трудолюбием и широтой оперативно-стратегического мышления».

В октябре 1943-го Воронежский фронт был переименован в Первый Украинский. Именно его войска под командованием Ватутина провели Киевскую наступательную операцию, которая завершилась не только освобождением столицы Украины, но и прорывом обороны немецко-фашистской группы армий «Юг».

В ночь на 26 октября по раскисшим от дождей дорогам началась крупная перегруппировка. На Букринском плацдарме вместо убывших боевых машин расставлялись макеты танков, оборудовались ложные огневые позиции. Радиостанции Третьей гвардейской танковой армии продолжали радиообмен, хотя ни войск, ни штабов этой армии там уже не было. В общем, делалось всё, чтобы ввести противника в заблуждение. И 6 ноября, накануне годовщины революции, Киев был освобожден. Причем настолько стремительно, что фашисты не успели привести в действие все взрывные устройства, которыми напичкали столицу.

Во взаимодействии со Вторым Украинским фронтом вой­ска, которыми командовал генерал Конев, войска Ватутина в январе-феврале 1944 года окружили крупную группировку противника в районе Корсунь-Шевченковского. Однако право добивать попавшего в «мешок» врага (десять дивизий и одну бригаду, не считая отдельных вспомогательных частей) Ставка отдала Коневу, которого за эту операцию сделали маршалом.

Засада под Милятином

- Он был очень скромным человеком, замечательным стратегом и необыкновенным трудолюбцем. Даже когда все дела переделаны, все донесения и сводки прочитаны, все приказы и распоряжения подписаны и все люди, пришедшие на прием, выслушаны, - и тогда находил себе занятие, - вспоминал о Ватутине член Военного совета Первого Украинского фронта генерал-полковник Константин Крайнюков. Он был рядом с командующим, когда машины попали под огонь бойцов УПА.

В редкий 29-й день февраля Ватутин и Крайнюков в сопровождении охраны из десятка человек выехали на четырех машинах из штаба 13-й армии, расположенного в районе Ровно, и двинулись в сторону города Славута в штаб 60-й армии. В восьмом часу вечера на северной окраине села Милятин (Острожский район) они попали в засаду бандеровцев. Николай Федорович был ранен в левое бедро.

Проведенное Ровенским областным управлением КГБ следствие установило, что в засаде под Милятином находилась сотня УПА, возглавляемая бандглаварем по кличке Мадьяр. В 1960 году пятерым повстанцам дали «вышку», двоим - длительные сроки заключения.

Не спас даже Бурденко

Рана была не смертельной, но первую медицинскую помощь Ватутину оказали только в Гоще. Потом была операция в Ровно, после которой генерала переправили в Киев. Там лечение продолжили вызванные из Москвы специалисты во главе со знаменитым нейрохирургом Николаем Бурденко. Осмотрев пациента, он констатировал: «Мы его, видимо, быстро сможем поставить на ноги».

И действительно, высокопоставленный пациент Центрального киевского госпиталя начал выздоравливать, чему особо радовался Хрущев, с которого за ранение Ватутина крепко спросила Москва. Но неожиданно у Николая Федоровича поднялась температура. Начались озноб, жар…

Врачи подумали, что это рецидив малярии, уже перенесенной генералом. Но всё оказалось куда хуже - гангрена. Спасти больного мог пенициллин, но Сталин дал негласное указание: в процессе лечения Ватутина этот препарат не применять. Дело в том, что советского пенициллина тогда еще не было, а имеющемуся в наличии американскому вождь не доверял.

Командующему предстояла ампутация. «Николай Федорович, генерал без ноги возможен, а пожалеешь ногу, потеряешь голову», - убеждал его Хрущев. Тот согласился. Но тяжелейшая операция не помогла - в ночь на 15 апреля Ватутин скончался.

Два дня у гроба, установленного в киевском Дворце пионеров, стоял почетный караул. Люди шли нескончаемым потоком: обычные горожане, солдаты, генералы. Прибыл и знаменитый партизанский вожак Ковпак.

- Тяжело было смотреть на убитую горем жену генерала Татьяну Романовну и осиротевших детей, на престарелую мать полководца Веру Ефимовну. В феврале 1944 года она получила известие о том, что от тяжелых ран, полученных в бою, скончался ее сын красноармеец Афанасий Ватутин. Через месяц новая скорбная весть: погиб младший, Федор. А в апреле она, выплакавшая глаза по двум сыновьям, пришла к гробу третьего - гордости семьи и всей страны, генерала армии Николая Ватутина, - вспоминал Крайнюков.

Траурный салют по полководцу дали в Москве. А похоронили его в Мариинском парке в Киеве. Весной 1948-го над могилой установили гранитное изваяние Ватутина. А в канун 20-летия Победы он был удостоен звания Героя Советского Союза…

Поселок, проспект и бюст

памятник генералу Ватутину

Память о легендарном полководце хранят и в нашем крае. В Енакиеве есть поселок его имени, в Донецке - проспект. Именно там 8 сентября 2009 года ко Дню освобождения Донбасса состоялось открытие памятника генералу Ватутину (на фото). Бронзовый монумент работы скульпторов Федора и Виктора Пискунов установили по инициативе обкома Компартии Украины за счет добровольных пожертвований. Перерезать красную ленточку пришли Борис Колесников (в то время - народный депутат), глава КПУ Петр Симоненко, тогдашний губернатор Донецкой области Владимир Логвиненко и мэр Донецка Александр Лукьянченко.


Андрей Кривцун.
Читайте также: