Противостояние педагогов и власти
В Торез прибыли руководители Донецкой области, чтобы разобраться в конфликте коллектива попавшей под оптимизацию школы №27 и первых лиц города
Услышать обе стороны - педагогический коллектив (вместе с родителями школьников) и руководителей города - приехали начальник управления образования и науки областной госадминистрации Юрий Соловьев и зам. губернатора Марина Черенкова, у которой побывали родители учеников. Помимо местных руководителей, в собрании участвовали представители общественных организаций и даже политических партий.
Мамы, папы, даже прабабушки сразу взяли инициативу в свои руки, горячо доказывая, что закрытие школ - кощунство. Мол, нельзя выходить из кризиса за счет детей! Очень эмоционально рассказывали, как переживают не только о том, что переезд скажется на учебе ребят, но и волнуются о судьбе здания. Неужели отдадут коммерсантам под гостиницу с «нумерами», или как школу №12 - под мастерскую по изготовлению гробов и памятников?
То, что здание наполнено школьниками на треть, родители считают необъективным аргументом в пользу закрытия. Ведь третий этаж не пустует: там заочное отделение харьковского политеха, квартирует в здании и вечерняя школа. Пустых помещений нет!
Городской голова Виктор Антонов призывал оставить эмоции и политику, рассуждать с точки зрения экономики. Более семи миллионов гривен не хватает в этом году на нормальную работу учебных учреждений! Те же преподаватели вынуждены брать бесплатные отпуска, чтобы не напрягать казну, иначе вообще нечем будет выдавать зарплату, оплачивать энергоносители. Зав. горотделом образования Лилия Крикуненко напомнила, что за последние годы вдвое сократилось количество учащихся, школ было 22, осталось 18. Закрытие же с сентября 27-й даст экономию 1,2 миллиона гривен. А для учеников, мол, есть места в соседних, более продвинутых школах №10 и №11, и в гимназии, куда они могут перейти неделимым классом. При этом сохранится обучение на русском языке.
Татьяна Одинцова - прабабушка одного из учеников, настроена, как и все собравшиеся, стоять за школу до конца.
В ответ активисты противодействия горсовету Оксана Силина, Валентина Хромова, Татьяна Одинцова, Елена Пожидаева возмутились, что на январской сессии, где решалась судьба школы и куда они пришли высказать свое мнение, им «рта не дали раскрыть».
Марина Черенкова, услышав разнобой претензий к местной власти, которую по ходу начали «склонять» за сигаретные киоски у школ и погрязший в мусоре город, пригласила родителей и педагогов на беседу тет-а-тет: без местных начальников и прессы.
- Виктор Антонов идет на непопулярную меру, иного выхода у него нет, - заявила она позже «Донбассу». - Но и на собрании, и на закрытой беседе появилась информация, которую я должна обсудить с городским головой. Кроме того, учителя и родители еще раз отдельно изложат мне свое видение проблемы, я всё изучу и снова приеду сюда. Но окончательное решение будет принимать местная власть. Время до сентября еще есть, можно спокойно во всём разобраться.
«Учителям нужно было доказать свой профессионализм»
- За последние пять лет использовано дополнительно 7,2 миллиона гривен на капремонты только учреждений образования. Нынешний год - тяжелый, надо выживать. Решение о закрытии школы выстрадано, - уверяет зам. мэра Тореза Людмила Моисеенкова. - И учителям в этой ситуации надо было не протесты организовывать, а подумать, как доказать, что они - лучшие. Пройти досрочную аттестацию (высшую квалификационную категорию имеют только пять из двух десятков педагогов), проводить открытые уроки. За последние десять лет в двадцать седьмой школе не проводилось ни одного семинара для директоров, в Малую академию наук не подано ни единой работы. Классы не полностью укомплектованы, значит, на уроке охвачен каждый, есть время для индивидуальной работы. А где результат?
Так уж повелось, что в эту школу еще с советских времен нередко переводили учащихся, которые в более престижных себя никак не проявляли (так называемых «трудных»). Они бы и рады учиться лучше, но способностей мало. Одна из учителей рассказала журналисту «Донбасса», что здесь есть дети выходцев из южных республик СНГ, которым трудно дается учеба из-за слабого знания русского языка: «Порой приходится ставить отметку за то, что он хоть что-то написал в тетрадке или просто сидит на уроке. Боюсь, что и сами дети, и родители опасаются перевода в другие школы, потому что просто «не потянут» там учебу».
Валентина Постнова. Фото автора.