Половодье пластиковой нечисти
А вместе с ней удушливый дым всё больше захлестывают окраинные улицы Докучаевска
Полвека на обочине пожарища
«Уважаемая редакция газеты «Донбасс»! Мы, жители окраинных улиц Докучаевска (Мира, Пушкина, Островского и Гвардейской), просим не оставить наше заявление без внимания, как это делает руководство коммунального предприятия «Старт». Дело в том, что наше существование в буквальном смысле слова отравляет городская свалка, которую устроили без учета розы ветров. Периодически на свалке возникают пожары, и тогда удушливый дым накрывает наши улицы, а также пригородный поселок Алесандринка. В таком режиме мы живем вот уже несколько десятилетий...»
(Всего одиннадцать подписей).
Более подробно при встрече с корреспондентом «Донбасса» ситуацию обрисовал житель улицы Пушкина, ветеран войны и труда Федор Балакай. Этот человек удивительной и сложной судьбы, кавалер двух орденов Славы и полутора десятков других боевых наград ошибся, когда полагал при строительстве собственного дома, что до конца дней своих будет дышать чистым воздухом.
- Фундамент мы с покойной супругой заложили более полувека тому назад, - рассказывает Федор Антонович, - когда свалки и в помине не было. Однако спустя несколько лет она дала о себе знать ядовитым дымом, который всякий раз напоминает о пожарищах Великой Отечественной...
Соседка фронтовика Галина Ялпах - дитя послевоенной поры, однако запах гари и у нее вызывает неизменную тревогу:
- Как только почувствую, - говорит она, - сразу начинаю осматривать дом и пристройки - не горит ли что? Потом вспоминаю о свалке и немного успокаиваюсь. А в воскресенье заполыхало на другом берегу пруда, где брошенные дачи. Дымом опять накрыло наши улицы.
В условиях нулевой видимости
Сообщение Галины Васильевны не явилось открытием. И у автора этих строк имелась возможность «полюбоваться» полыхающим за околицей огнем, а заодно пообщаться с местными пожарными, которых возглавлял начальник караула Владислав Кищенко. Ориентиром служили всё тот же запах гари и постепенно бледнеющее зарево. Еще одно зарево стояло непосредственно над мусорной свалкой. Самих поджигателей установить, разумеется, не удалось.
«Горим основательно по нескольку раз за лето, - говорит водитель мусоровоза Иван Сенчук. - А по мелочам свалка тлеет почти круглый год».
- Ни одной живой души нами в окрестностях не обнаружено, - развел руками старший огнеборец. Поджигатели, конечно, сволочи последние, однако не такие дураки, чтобы «засветиться» и тем самым попасть под статью Административного или Уголовного кодексов. Но то, что мы имеем дело с поджогом, сомневаться не приходится... Самовозгорание, учитывая сырую погоду и низкую температуру, исключается.
Ничего конкретного не смогла сообщить утром следующего дня и рабочая «Старта» Надежда Минакова, с которой мы пообщались у въезда на свалку:
- В пятницу всё вроде было спокойно, - рассказала она, - а когда вернулась после выходных... Нет, бомжи не могли поджечь мусор, это не в их интересах. Наши, как вы понимаете, тем более на такое не пошли бы. Кому хочется глотать ядовитый дым?..
Водитель мусоровоза Иван Сенчук тоже теряется в догадках:
- Пироманы, наверное, здесь побывали... Как часто происходят пожары? Раза три, а то и более за лето. Иной раз приходится управлять машиной в условиях почти нулевой видимости.
На прицеле - глубинный очаг
С директором государственного коммунального предприятия «Старт» Сергеем Волченко во время журналистского расследования пообщаться не удалось. В служебном кабинете его не оказалось, не позвонил он по оставленному номеру мобильника и впоследствии. Впрочем, итог подобных встреч известен заранее. Руководители всех рангов, как правило, жалуются на отсутствие финансирования, изношенность техники, нехватку кадров, нищенскую зарплату. Всё так, но при этом почему-то забывается, что коммунальные структуры созданы для народа, а не наоборот.
Поджигатели дачных участков неизвестны.
К слову, докучаевские горняки, у которых предостаточно собственных проблем, не ссылаются на объективные причины. Когда несколько лет назад свалка оказалась почти вся охвачена огнем, они прислали коммунальщикам в помощь тяжелый бульдозер и автоцистерну, которая беспрестанно подвозила воду в горячую точку. Однако, как считает начальник профессиональной пожарной части Докучаевска Владимир Кожевник, это полумеры:
- Наши ребята, - рассказывает он, - в выходные пытались ликвидировать пожар. Но он, что характерно практически для всех свалок, носит глубинный характер.
Как выяснилось в ходе разбирательства коллективной жалобы, местные власти больше не намерены мириться с ядовитым дыханием свалки и пластиковыми пакетами, которые заполонили окрестности. Правда, поводов для оптимизма пока что маловато. Оборудование предприятия по утилизации мусора стоит немалых денег, да и ликвидировать глубинные возгорания невозможно за несколько месяцев. Однако, по словам городского головы Игоря Скорбилина, любая цель осуществима, если она направлена на благо людей и окружающей их среды.
Юрий Хоба. Фото автора.