"Сиртаки" приютили семь приречных холмов
В селе Стыла Старобешевского района отшумел Панаир
Старый конь в борозде не ложится
Торжества начались с парада техники, который едва ли планировался его устроителями. Семь или восемь колесных тракторов, заставив посторониться автомобили, проследовали мимо импровизированной концертной площадки, трепетавших в высоком небе воздушных шариков и бочки с бузой, которую мог отведать любой желающий. Правда, ради утоления жажды ему пришлось бы изрядно потолкаться в очереди.
Сомневаюсь, что отправившимся на сев механизаторам достанется хотя бы по глотку сугубо национального напитка, уж больно хозяева и гости напирали на бочку. Не отведает его и Тамара Лоскутова, которая вот уже больше тридцати лет не расстается с колесным трактором, подаренным ей при уходе на пенсию. Вообще-то, начальство собиралось представить знатную работницу к третьему ордену Трудовой Славы, однако колхоз приказал долго жить. Но выход все-таки нашли - компенсировали причитающийся орден железным конем.
«Мой конь в борозде еще не ложится», - говорит Тамара Лоскутова.
За десятилетия его «шкура» изрядно поизносилась, а по причине севшего аккумулятора Тамара Федоровна вынуждена оставлять верного коня на горке.
- Не смотрится, - рассмеялась женщина, - зато в борозде не ложится. На этот год запланировала капитальный ремонт. Очищу от ржавчины, покрашу, заодно переберу двигатель... Почему не на празднике? Кое-кто из земляков не успел посадить картошку, попросили нарезать борозды. Разве ж здесь откажешь?
У Лоскутовой - редкая для женщины профессия - трактористка, притом - добровольная. Остальных под видом отлучения представительниц слабого пола от грубого физического труда ссадили с техники. Конечно, я приветствую такую акцию, однако в то же время никак не могу сообразить - а есть ли другая работа полегче для навечно подверстанной к пашне крестьянки?
Песни родины и детства
Лица людей просветлели, когда с самого высокого холма раздалась ритмичная мелодия «Сиртаки», которая может, говорят, привести в боевое состояние даже немощного старца.
Перед началом концерта успел познакомиться с составом объединенного фольклорно-музыкального ансамбля.
- Здесь вы видите два коллектива: «Тимане» - Стыла, «Аргин» - Раздольное, - объяснил корреспонденту «Донбасса» руководитель и баянист Дмитрий Тахтамыш. - Однако мы так часто выступаем вместе, что практически стали одним целым.
Вот они, славные потомки одиссеев!
Он - на пенсии. Но товарищи не приняли его полную отставку. Дмитрий, как и прежде, в строю музыкантов, написал около двадцати песен, сочиняет частушки на злобу дня. Они настолько актуальны и метки, что их распевают в селе Раздольное как свои.
Аплодисментами особенно жарко награждали солистку Елену Тарганскую, ребят из цирковой студии, которой руководит ученик знаменитого Олега Попова старобешевец Николай Коссе, и других артистов, которые давали концерт на одном из семи стыльских холмов.
Они шли в боевом охранении
Село Стыла Старобешевского района основано в 1773-м выходцами из Крыма. В 1911 году насчитывалось 920 дворов, где проживало без малого пять тысяч человек. В наши дни количество жилых усадеб уменьшилось до 722, а население сократилось более чем в два раза. Шестого мая ежегодно здесь проводится панаир. Два десятилетия этот праздник находился под полным запретом властей.
В истории переселения крымских греков на просторы Дикого поля имеется одно белое пятно. А именно - не упомянуты собаки, которые вместе с хозяевами отправились искать более гостеприимный уголок земли. По устным преданиям, они помогали солдатам Александра Суворова охранять караван от лихих набегов волчьих стай и полудиких степняков, еще более лютых, чем отощавшие хищники. К сожалению, не названо число четвероногих помощников, которые пали при защите хозяйского имущества и были погребены в ковыльной степи.
Разумеется, совершившие равный подвигу нелегкий путь псы набрались мудрости, и мудрость эта в полной мере передалась потомкам, в том числе - дворняге Бою, прибившемуся к усадьбе Тамары и Григория Данила. Так вот, этот Бой приучил хозяйского пекинеса Ника к чебурекам, пряникам и конфетам. Сладости он приносил из расположенного за километр кладбища, которое глубоко почитающие усопших стыльчане навещают каждую субботу. К сожалению, во время одного из конфетных походов Боя оставшийся без присмотра Ник погиб. Смерть товарища настолько опечалила дворнягу, что тот вскоре ушел со двора куда глаза глядят.
Не лишен сообразительности и новый страж усадьбы пес Тошка. Популярность он приобрел после того, как нашел оброненный хозяйкой кошелек, который та долго и безуспешно искала целый день. И вообще, Тошка, судя по всему, понимает значение денег. Если ему дать банкноту, он опрометью мчится за ворота и усаживается у проезжей части. Поза рекламно-демонстративная: «Дескать, проезжие, не считайте, что мы здесь, в Стыле, последний хрен без соли доедаем».
Юрий Хоба. Фото автора.